Примерное время чтения: 6 минут
1023

Списывали и радовались. Челябинский учитель – о переходе на дистант

Ученики достаточно легко переносят ковид, с учителями все сложнее.
Ученики достаточно легко переносят ковид, с учителями все сложнее. / pixabay.com / pixabay.com

Показатели заболеваемости коронавирусом в Челябинской области продолжают расти. Эти антирекорды обновляются чуть ли не каждый день.

Старшеклассники учатся в онлайне

Один из способов сдерживания эпидемии – разрыв социальных цепочек, сокращение контактов. Ситуация в регионах УрФО одинаково тревожная, соседние с Челябинской областью регионы принимают решение о введении дистанта (пусть и частичного) в школах.

В Свердловской области для учеников 6-10 классов дистанционное обучение продлили до 21 ноября. В Курганской области 16 ноября вышли на учебу в школу только ученики 1-4 классов малокомплектных сельских школ, где учатся до 100 учеников. А все остальные учащиеся остались на дистанте. В школах Тюменской области с 9 ноября на две недели ввели дистанционное обучение для учеников 6-11 классов.

Как видим, в соседних регионах власти стараются найти гибкий вариант дистанта, давая возможность младшеклассникам ходить на реальные уроки. В Челябинской области после каникул школы вернулись к обычному режиму работы.

«Нарастающим итогом с весны COVID-19 переболели 396 педагогов. Это 0,8% от всех педагогов в образовательной системе области. Сейчас ситуация гораздо проще с педагогами, чем это было в октябре», – пояснил глава регионального минобра Александр Кузнецов.

Правда, сколько педагогов за этот период переболели пневмонией и ОРВИ – неизвестно.

«Раньше родителям было удобно»

Между тем педагоги работают, осваивают онлайн-платформы, болеют и снова возвращаются в школу. Интересно, что думают о плюсах и минусах дистанта сами учителя?

Моя собеседница Татьяна Андреевна – преподаватель русского языка и литературы, учитель высшей категории, обладатель профессиональных наград, работает в школе 30 лет.

– Когда сегодня читаешь комментарии родителей в соцсетях о школе и учителях, то кажется, что главный враг человечества – не ковид, а дистант.

– Да, в обычной жизни, в доковидную эпоху родителям было удобно, что дети много часов проводят в школе, и, следовательно, по мнению родителей, ответственность за их воспитание несут школа и учителя. Пробыв весной два месяца один на один со своими детьми, родители оказались не готовы к тому, что многие современные дети зачастую являются потребителями, не имеющими обязанностей.

Отсюда и жалобы на непонимание объяснения учителя или текста учебного материала, на большие нагрузки для учеников. Именно поэтому родителям проще жаловаться на дистанционное обучение, чем переосмыслить свою роль в воспитании собственных детей. Гораздо проще думать, что главная функция родителя - накормить и одеть.

– Но родителей тоже можно понять – нет времени делать с ребенком уроки, контролировать его постоянно…

– Родители учили весной уроки вместе с ребенком, и всем было трудно. Возможно, им было нелегко еще и потому, что многие тогда сами сидели дома и отвыкли от такого большого количества времени, проводимого с детьми.

Но скажите, разве задания давались родителям? Нет. Мама или папа должны были помочь своим детям пользоваться ссылками на учебные ресурсы, зарегистрировать своих детей на учебных платформах и проверять режим дня и готовые домашние работы.

Не учились, а делали вид

– Вообще-то получать знания (онлайн или вживую) должны не родители, а ученики. А они, как говорят, не учатся на дистанте, а списывают готовые задания.

– Да, это принципиальный момент. Дело в том, что когда школа переходила на ФГОСы, главная задача была такая – научить школьников самим искать и находить информацию. В условиях дистанта эти навыки как раз и должны были пригодиться. Кстати, по этим ФГОСам сейчас уже учатся все ученики с 1-го по 10-й классы

Те базовые УУД (универсальные учебные действия), которыми так гордятся разработчики второго поколения ФГОС, должны были помочь детям выполнять все задания легко. В их основе заложены умения самостоятельно добывать знания из известных источников либо находить нужные источники самостоятельно.

Этому опять же учили именно школьников, а не родителей. И те дети, которые имели эти навыки, легко справлялись с заданиями, получали хорошие отметки. Те, которые не хотели искать ответ самостоятельно, быстро нашли различные варианты ГДЗ, списанные домашние здания сдавали своим учителям и радовались своей сообразительности и освободившемуся свободному времени.

– А были такие ученики, кто в принципе ничего не делал?

– Конечно, были. В силу различных устных и негласных инструкций они получили свои удовлетворительные отметки и перешли в следующий класс. И сейчас с нетерпением ждут дистанта, чтобы вновь ничего не делать, а вернее делать для родителей вид, что учатся.

По одну строну баррикад

– Учителя сумели перестроиться на новые онлайн-рельсы?

– Считаю, что да. Ситуация оказалась новая, у всех были разные возможности, есть городские и сельские школы и т.д. Были созданы группы в ВКонтакте, в Ватсаппе, в Вайбере для родителей или учеников. В этих группах учителя наладили обратную связь, проверяли домашние задания, давали задания на просмотр видеоуроков по темам, ссылки на онлайн-уроки в Zoom и Skype, организовали работу на разных платформах типа Учи.ру или РЭШ.

Также были просмотрены десятки вебинаров по использованию современных онлайн-технологий обучения. Поэтому к началу нового учебного года большинство учителей пришли достаточно подготовленными к работе в условиях эпидемии.

– Многие родители уверены, что учителей не надо как-то особенно беречь.

– Конечно, проще идти старым привычным путем, то есть вести все уроки в школьных кабинетах, но велик риск остаться без преподавательского состава, ставшего заложником этой пандемии. А также есть риск увеличения количества болеющих детей и их родителей.

Нужно находить пути решения выхода из сложившейся ситуации, чтобы учителя, находящиеся в предпенсионном и пенсионном возрасте (а таких сейчас большинство в школах), могли бы сохранять свое здоровье при работе дистанционно, а дети, которые достаточно легко переносят заболевание, не являлись бы для учителей переносчиками.

Вызывает недоумение, что чиновники, несмотря на увеличение количества больных ковидом, не решаются издать приказ о переходе на дистанционное обучение.

Можно найти гибкие решения: начальным классам учиться очно, старшим – дистанционно, либо составить график посещения очных консультаций, чередующихся с дистантом.

Не учителя придумали ковид. И в условиях эпидемии педагоги так же, как и раньше, заинтересованы в качественном обучении и воспитании. Именно потому, несмотря на возраст, квалификацию и семейное положение, они учатся и делятся опытом работы. И в сложившейся ситуации учителя, дети и их родители по одну сторону баррикад.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах