Южный Урал готовится к зиме. Со второй половины октября синоптики обещают минусовые температуры и дожди со снегом. Это значит, что ночи будут становиться всё холоднее, а по утрам на скользких дорогах будут собираться пробки.
Разрешили жаловаться и поменяли подрядчиков
В Комитете дорожного хозяйства г. Челябинска подготовку к зимнему сезону начали заблаговременно. 1 июля было заключено 11 муниципальных контрактов на оказание услуг на ближайшие три года. Сразу несколько подрядчиков сменилось в связи с завершением срока действия предыдущего контракта. Теперь улично-дорожную сеть Калининского, Курчатовского, Тракторозаводского, Советского и Ленинского районов будет обслуживать АО «Ойкумена»; Центральный район закреплен за ООО «Электрострой», а Металлургический - за новым подрядчиком из Иваново «Союз Автодор».
В прошлый сезон челябинская мэрия отладила механизм работы с горожанами - людям разрешили жаловаться на некачественную работу дорожников: все претензии с приложением фотоснимков заваленных снегом улиц, и скользких перекрёстков сразу передавались в КДХ, а обратно требовали фото- и видеоотчеты по устранению проблемы.
«Основные проблемы, которые отмечались у прежних подрядных организаций, - несвоевременность очистки покрытия от снежных масс, а также нарушение сроков вывоза снежных валов с прилотковой части (т.е. с обочин – Прим.ред.) улиц, - прокомментировал Ксензов. - В предстоящем зимнем сезоне данным вопросам будет уделено особое внимание».
Убирать снег будут дольше
Новые контракты по содержанию улично-дорожной сети Челябинска претерпели изменения: в комитете дорожного хозяйства ужесточили работу с подрядчиками.
«За ненадлежащее содержание будут выдаваться предписания, в случае неисполнения предписаний подрядная организация получит штраф и повторное предписание, - рассказал зампредседателя комитета дорожного хозяйства администрации Челябинска Александр Диденко. - В случае неисполнения трёх и более повторных предписаний об устранении нарушений будем расторгать муниципальные контракты».
Однако вместе с введением штрафных санкций, почему-то решили допустить и послабления: скорректирован срок вывоза снежной массы с прилотковой части после выпадения обильных осадков. Если раньше дорожники были обязаны убрать снег за пять суток, то теперь это время увеличено чуть ли не вдвое – до девяти суток. Напомним, что высота снежного покрова при обильных осадках должна составить более 15 мм в сутки, чтобы им занялись дорожники.
Сейчас специалисты комитета проверяют готовность снегоуборочной техники и запас противогололедных материалов. В этом году в городе снова решили использовать техническую соль, которую закупили в объеме 4,6 тыс тонн. Подрядчики получили чёткую рекомендацию использовать ее при обработке опасных участков (спуски, подъемы, перекрестки) только при резком переходе температурного режима через 0 градусов, а также при выпадении интенсивных осадков.
Справится ли техническая соль?
Оно и понятно: всё-таки техническая соль не самый экологичный способ борьбы со льдом. Более того, она не выдерживает основные параметры вступившего в силу ГОСТа 58427-2020. Ведь согласно новым стандартам противогололедные материалы не должны пылить, вносить дополнительной грязи, вызывать аллергия и испаряться. При этом вдвое ужесточено требование по коррозионным свойствам, то есть воздействию на металлические элементы городской среды. Оно должно быть не сильнее, чем, например, от талого снега или водопроводной воды.
Что по факту имеем мы? Именно крепкий рассол хлорида натрия, как по-научному называют соль, агрессивен не только ко льду, но и металлу с бетоном на дорожках, а также почвенному покрову и растительности, а коррозионное действие в присутствии соли увеличивается как минимум в два раза. Не зря пару лет назад губернатор Челябинской области Алексей Текслер раскритиковал уборку дорог в Челябинске именно из-за соли.
Альтернативой технической соли могут выступать многокомпонентные противогололедные материалы. В их составе несколько природных солей, а также антикоррозийные и биофильные добавки для быстрого выведения из почвы. Конкретный состав может отличаться в зависимости от климатических условий, области применения и производителя, но принцип действия у многих похож. Многокомпонентные средства плавят в разы больше снежно-ледовой массы, чем галит и традиционные пескосоляные смеси, а расходуются в разы меньше, что в итоге экономит бюджетные средства и снижает объем работы подрядчиков.
В северных странах мира многокомпонентные реагенты давно используют на всех интенсивных дорогах. В России первым городом, который полностью перешел на современные материалы, стала Москва. В арсенале столицы несколько видов противогололедных средств марки «Бионорд» для разных городских нужд. Кстати, именно этот материал, соответствующий новому ГОСТу, был представлен на международной выставке «Иннопром-2022». Он доказал свою эффективность при крайне низких температурах и прошел комплексную оценку воздействия на окружающую среду. Сегодня «Бионорд» используют в городах-миллионниках: Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Омске, Уфе, Казани, а также на объектах федерального значения (мосты, трассы, предприятия энергетического комплекса, объекты культурного наследия и учреждения здравоохранения) в 60 городах страны.
Итого
Насколько подготовлены к предстоящей зиме дорожные службы города и как оперативно они будут реагировать на непогоду, узнаем буквально через две неделе. Тогда же будет и понятно, учтены ли ошибки и недочеты прошлых лет. В любом случае, обратная связь от пешеходов и автомобилистов уже налажена и демонстрирует эффективность.