Примерное время чтения: 5 минут
217

Помни о космосе. Благодаря челябинскому болиду астрономия вернулась в школы

Александр Фирсов / АиФ

30 июня в мире отметили Международный день астероида. День астероида был объявлен Генеральной ассамблеей ООН в 2016 году – чтобы повысить информированность населения об астероидной опасности и методах ее предотвращения. Дату выбрали неслучайно: именно 30 июня в 1908 году взорвался Тунгусский метеорит.

Безусловно, день астероида имеет непосредственное отношение  к Челябинской области. Наш Челябинский метеорит в феврале 2013 года на долгое время стал мировой новостью номер один, напомнил о непредсказуемости космического пространства, вдохновил ученых на смелые научные исследования, а творческих людей – на создание художественных произведений, посвященных теме космоса.

«Визит» метеорита в 2013 году затмил подобные события, происходившие в Челябинской области в ХХ веке. А ведь наш регион несколько раз подвергался метеоритной опасности. В фондах Объединенного государственного архива Челябинской области хранятся документы, рассказывающие о «космических гостях» на Южном Урале в ХХ веке.

«Важны наблюдения очевидцев»

В фондах ОГАЧО имеются свидетельства очевидцев падения метеорита, которое произошло 3 октября 1933 года (в научной литературе этот астероид получил название «Старое Песьяное»). Заметки об этом событии мы можем прочитать в рукописном журнале «Челябинский краевед», выходившем в Челябинске в те годы.

Сам журнал, к сожалению, не сохранился, однако некоторые его материалы доступны для исследователей. Например, редакция журнала обращается к читателям с просьбой присылать свои рассказы об увиденном: «Для науки о небе (астрономии) важны наблюдения ряда очевидцев, чтобы вернее восстановить картину явления. Поэтому редакция «Челябинского краеведа» просит всех местных наблюдателей, видевших падение метеорита, передавать свои записи о виденном явлении в редакцию».

Например, своими впечатлениями от астрономического явления в журнале поделился Владимир Теплоухов, которого называют первым полярником Челябинска. У него к тому времени был опыт участия в научных зимовках на острове Диксон и земле Франца-Иосифа. Позже он участвовал в создании метеостанции в Челябинске и стал ее первым директором.

Следующие сообщения о «космических пришельцах» появляются в документах 1940-х годов. В фондах архива есть информация о падении Катавского болида 9 апреля 1941 года и метеоритном дожде 11 июля 1949 года: «Это редкое природное явление – «метеоритный дождь» наблюдали жители многочисленных селений Кунашакского района Челябинской области». И далее: «Территория выпадения метеоритов охватила площадь около 300 кв. километров. Найдено 13 экземпляров отдельных камней разной величины. Все обломки имели округлую форму и были оплавлены».

Метеорит весом 10 пудов

Не меньший интерес представляет хранящаяся в ОГАЧО переписка учителя Николая Лукина и директора Челябинского музея местного края Ивана Горохова с метеоритным отделом минералогического музея Академии наук СССР (1926 год). В одном из первых писем Николай Лукин рассказывает о необычной находке: «Мною в окрестностях г. Челябинска несколько лет тому назад был найден метеорит весом около 10 пудов».

Ответ приходит Ивану Горохову в Челябинский музей: «Метеоритный отдел посылает Вам две копии писем учителя Лукина и просит Вас сообщить ему: не взялись бы Вы произвести разведку в Селезянке, выявить этот камень и отбить от него для нас фунтовый примерно образчик для исследования». Кстати, со стороны Академии наук переписку ведет российский и советский учёный-минералог, энтузиаст-исследователь метеоритов Леонид Кулик, который активно занимался изучением Тунгусского метеорита.

Основная тема переписки посвящена поиску вариантов, каким образом можно найти, извлечь и доставить в метеоритный отдел Академии наук неизвестный камень, обнаруженный Николаем Лукиным. Предприятие не увенчалось успехом, но известный ученый все-таки дал ряд ценных советов по поиску метеоритов. Так, в письме от 26 ноября 1926 года Леонид Кулик предлагает «обращать внимание на фундаменты сельских построек, особенно в степной полосе, лишенной выходов плотных горных пород» на предмет наличия в них метеоритов.

«На бесплатном уроке астрономии»

А теперь вернемся к относительно недавним событиям. Если вспоминать сейчас какие-то общие ощущения от случившегося 15 февраля 2013 года, то можно выделить несколько стадий: первая – непонимание происходящего, вторая – накопление информации, третья – осознание грандиозности произошедшего события. Падение метеорита вскоре перестало восприниматься как депрессивный момент, наоборот: оно вызвало колоссальный научный, культурный и просветительский эффект. Вот что об этом говорит доцент кафедры общей и теоретической физики ЧелГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра.

«Поскольку у этого явления были тысячи очевидцев и приборных записей, информации о нем было гораздо больше, чем о более мощном Тунгусском болиде 1908 года. Сочетание объема данных и скорости электронных СМИ породило информационное цунами, которое за полдня прокатилось по всему миру. К счастью, астрономы и физики успели внедрить в это цунами научное объяснение, и миллионы людей побывали на бесплатном уроке астрономии с потрясающими мультимедийными презентациями».

По мнению Сергея Замоздры, челябинский суперболид вызвал вспышку космического просвещения. Визит метеорита стал стимулом для появления многочисленных научных публикаций, книг, фильмов, архитектурных, выставочных проектов и т.д. Историки и архивисты, в свою очередь, вспомнили и рассказали об аналогичных событиях, произошедших в Челябинской области много лет назад.

«Например, Государственный исторический музей Южного Урала провел конкурс творческих работ «Метеорит Челябинск – год на земле», в котором приняли участие южноуральцы в возрасте от 6 до 87 лет. Народ принес картины, фотографии, постеры, сувениры, книги, макеты, а также прислал стихи и частушки. В краеведческом конкурсе «В краю озер и рудных скал» для учащихся 5–8-х классов после падения метеорита стали регулярными вопросы по физике и астрономии», – рассказывает Сергей Николаевич.

Астрофизик Борис Штерн еще в статье от 26 февраля 2013 года прозорливо заметил: «Если одним из эффектов метеорита станет возвращение астрономии в школы, он станет одной из редких случайных удач, свалившихся на нашу страну». С 2017 года предмет «астрономия» в школах России снова стал обязательным.

Заведующий отделом публикации и научного использования документов ОГАЧО Дмитрий Филиппов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах