Примерное время чтения: 8 минут
534

Руки лучше 3D-принтера. Челябинка помогает людям вернуть уши и носы

Превращение силиконовой заготовки в протез, имитирующий ухо.
Превращение силиконовой заготовки в протез, имитирующий ухо. Из личного архива

Оказывается, лицо после травмы или операции иногда можно восстановить без применения пластической хирургии. Окружающие и не заметят, что у сидящего напротив человека не родные, а силиконовые нос или ухо. Изготовлением таких протезов занимаются анапластологи. Челябинка Елена Рубцова рассказала, как попала в эту профессию и почему живой человек справляется с работой лучше 3D-принтера.

Глаз спустя полвека

Раиса с двух лет живёт без левого глаза. Она до сих пор носит жёсткий пластиковый протез и почти привыкла к тому, как он натирает нежную кожу лица. Когда она в очередной раз пришла в бюро медико-социальной экспертизы, специалист посоветовал поехать в Челябинск к анапластологу Елене Рубцовой.

Первая примерка. Новый глаз Раисе очень нравится
Первая примерка. Новый глаз Раисе очень нравится Фото: Из личного архива

Задача сделать слепок со здорового правого глаза и отзеркалить его на левый была не из простых: веко-то закрыто. Но и это, как оказалось, не самое сложное.

«Не так давно я участвовала в международной конференции анапластологов и услышала немало советов, как ускорить процесс создания протеза, – рассказывает Елена, аккуратно раскладывая на рабочем столе заготовки глазных век и ушей. – Взять здоровый глаз, отсканировать, отзеркалить, напечатать на 3D-принтере. Попробовала так сделать – нет, не то. Понимаете, среди анапластологов почти нет скульпторов. Кто-то в прошлом 3D-технологиями занимался, кто-то хирургией. И они не понимают, что человеческое лицо асимметрично. Не бывает людей с абсолютной симметрией. Если сделать левый глаз таким же, как правый, это будет выглядеть неестественно. Долю асимметрии необходимо добавить, а это способна сделать только рука человека».

В мастерской - множество заготовок и молдов.
В мастерской - множество заготовок и молдов. Фото: Из личного архива
Елена делает не только эктопротезы, но и грим для актёров.
Елена делает не только эктопротезы, но и грим для актёров. Фото: Из личного архива

И вот рабочий вариант для Раисы готов: легкая пластинка глазного яблока, изготовленная глазными протезистами, вставлена в мягкое силиконовое веко. Конструкция встала во впадину как влитая, её даже силиконовым клеем мазать не пришлось. Снимать обновку не хотелось, но Елена настояла. Предстоит поработать с цветом кожи, чтобы протез стал совершенно невидимым, прикрепить реснички и дорисовать морщинки.

А вот дедушка из Аши уже несколько месяцев успешно ходит с носом и верхней губой, которые изготовила ему анапластолог. Часть лица была удалена во время операции по поводу онкозаболевания. Дедушка благодарил пандемию за возможность по самые глаза натянуть маску и мечтал о протезе. Елена придумала закрепить силиконовый нос на очковую оправу и через силиконовый слой с постоянной липкостью. Он работает, как присоска.

Пятилетняя Саша силиконовое ушко восприняла как модное украшение. Довольная сидела на примерке. Девочка родилась с неразвитой ушной раковиной. Это генетический сбой, и такие ребятишки не редкость. В первые годы детсадовской жизни отсутствие ушка не мешало. Но в танцевальной секции, куда девочки приходят с собранными в шишечку волосами, Саша поняла, что хотела бы быть как все.

«С девочками проще: у них в крови причёску и макияж руками не трогать, – с улыбкой рассказывает Елена. – А вот мальчики так и норовят потрогать и отклеить. Я сейчас хочу заняться силиконовыми пальчиками и кистями рук, чтобы детки, у кого они неразвиты, привыкали к протезу с младенчества. Протез – это как кольцо, брекеты, стрижка. Это не волшебная палочка – его нужно учиться носить. Но человек может к протезу привыкнуть настолько, что носит его почти всё время».

Носить протез не больно. При необходимости он приклеивается к коже специальным силиконовым клеем, который создает эффект вакуума. Когда протез снимают, клей удаляют специальной смывкой.

Достоевский и Сара Керриган

Елена показывает кисть руки – копию её собственной. Часами она сидела в мастерской, прорисовывая ногти, кутикулы, фаланги, весь кожный рельеф.

«Хотела научиться, чтобы, когда придёт необходимость сделать такой протез, мне было проще», – объясняет она. – Понимаете, анапластологии нигде не учат. Не то что курсов нет, но даже обучающих пособий! Всё познаём на практике».

Елена тренируется, чтобы в будущем делать максимально реалистичные протезы рук.
Елена тренируется, чтобы в будущем делать максимально реалистичные протезы рук. Фото: Из личного архива

Путь самой Елены в анапластологию был извилистым. Окончила художественную школу, хотела учиться на дизайнера, но не смогла попасть на одно из трёх бюджетных мест. Отучилась на специалиста в сфере туризма, а работать пошла в рекламное агентство. Позже в нем появилась фотостудия, где девушка занималась макияжем, созданием образов.

«Однажды меня пригласила фотошкола ЮУрГУ к фотографу Андрею Кеззину на мастеркласс, – вспоминает Елена. – Я увидела на его фотографиях мифических существ и спросила, не фотошоп ли это. Он ответил: «Мой друг Денис Райков занимается объёмным пластическим гримом. Можешь съездить в Питер к нему на курсы»».

Елена прошла курсы, но, вернувшись в Челябинск, почувствовала себя беспомощной: базовых навыков лепки, скульптуры, технологии формовки и отливки у неё не было. Чтобы их приобрести, устроилась помощницей в мастерскую известного челябинского скульптора Виктора Маркунасова. Сначала помогала на крупных заказах, а потом стала экспериментировать с разными видами силикона, пластика и литьевых смол. Однажды даже изготовила полностью силиконовый костюм героини компьютерных игр Сары Керриган для фестиваля косплееров.

Потребность в силиконовом гриме возникает и у челябинских актёров. Елена изготовила лицо Фёдора Достоевского для спектакля «Идиот» челябинского Молодёжного театра.

В прошлом году ей позвонили челюстно-лицевые протезисты с просьбой сделать нос дедушке, о котором мы рассказывали в начале статьи. Будущий анапластолог не удивилась: эктопротезы делают из того же материала, что и объёмный грим для голливудских актёров.

Будни анапластолога

Пролепливать кожный рельеф больше четырёх часов нельзя: глаз «замыливается». Елена убирает со стола уши и ставит макет Уваровской базилики (разрушенный собор V-VI вв. в Крыму). Тщательно прорабатывает кусочки черепицы из скульптурного пластилина. Базилика отправится на выставку в Петербург. На очереди лысина для актёра с шикарной шевелюрой, а ещё надо успеть приготовить обед.

В мастерской, находящейся в подвале дома в центре Челябинска, трудится несколько единомышленников. Мечта Елены – обучить их изготовлению протезов и обеспечить бесперебойной работой. Развиваться есть куда и очень много вопросов. Например, можно ли дополнить силиконом протез, изготовленный на Челябинском протезном заводе? Или можно ли из силикона сделать протез молочной железы и не вшивать, а приклеить его после мастэктомии? Елена считает, что нет ничего невозможного. Нужно пробовать и искать ответы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах