Житель Курганской области Анатолий Гармаш на пару с приятелем создал единственное в своем роде «народное конструкторское бюро», где разрабатывает радиоуправляемых гусеничных роботов для эвакуации раненых с поля боя в зоне СВО и подвоза боеприпасов. О том, как два энтузиаста без профильного образования из одного лишь желания помочь бойцам на передовой освоили непростую науку — в материале chel.aif.ru.
Дешево и сердито
Все началось с того, что Анатолию позвонил из Екатеринбурга его друг Алексей Мельников и сказал: «Давай собирать радиоуправляемых гусеничных роботов для фронта!» Идея понравилась, и приятели взялись за дело, но был нюанс: ни у кого из двоих не было ни малейшего опыта в этой сфере. Если Анатолий хотя бы по образованию технарь, то Алексей — вообще тренер по боксу, хоть и занимался электроникой в школьные годы. Поэтому сначала они обратились к профессиональным конструкторам бортоповоротных платформ, однако, с учетом имеющихся ресурсов, быстро поняли, что покупка чужих чертежей и технологий — эта история не про них. Сошлись на том, что надо придумывать что-то свое. Так родилось уникальное народное КБ «Пересвет».
Цель была создать максимально дешевый, простой и функциональный беспилотный транспорт для решения широко спектра задач непосредственно на линии боевого соприкосновения: вывоз раненых, доставка патронов, питания, воды, топлива, медикаментов, инструмента, стройматериалов и других грузов подразделениям в условиях боя. В лучших традициях гаражных стартапов напарники вложили проект все, что у них было. Алексей, например, даже продал свой автомобиль. Собранных денег хватило на покупку резиновых гусениц от снегохода, нескольких электродвигателей, контроллеров, аккумуляторов и пультов дистанционного управления.
Сами с усами
Анатолий признается, что освоение роботехники давалось им очень непросто. К тому же по ходу дела выяснилось, что в области наземных дистанционно управляемых машин, в отличие от летающих дронов, не существует готовых решений, поэтому все пришлось придумывать самими фактически с нуля, корпя над матчастью до глубокой ночи. На помощь пришел всезнающий интернет с его бесчисленными тематическими форумами и видео инструкциями.
Разобравшись с механикой и немного застряв на электронике, изобретатели решили разделить усилия. Алексей сосредоточился на крупногабаритном роботе для перевозки людей и тяжелых грузов, получившем имя «Братишка». Анатолий же занялся уменьшенной версией под названием «Букашка» — не такой грузоподъемной, но зато более юркой. Постепенно вокруг энтузиастов стал формироваться круг единомышленников. Кто-то поддерживал деньгами, кто-то помогал резать металл или точить детали на станке. В Екатеринбурге у народного КБ даже появился небольшой офис и цех, куда стали захаживать потенциальные спонсоры и депутаты. «Кулибиных» заметили.
Два силача
За полгода упорных трудов и бессонных ночей дуэт создал два действующих прототипа. «Братишка» в текущей версии представляет собой гусеничную платформу, способную принимать на борт людей и грузы общим весом до 150 килограммов и кататься без подзарядки два часа на максимальном удалении от оператора в два километра в прямой видимости. В таком виде машина успела побывать на нескольких выставках, а один экземпляр в настоящее время даже проходит обкатку на передовой. В декабре-январе Алексей и Анатолий планируют провести полноценные испытания и получить по их результатам акт от Министерства обороны. Уже принято решение запускать «Братишку» в серию с более мощным мотором, емкой батареей и продвинутой связью. Причем собирать будут своими силами.
«Букашка» тоже не отстает. Во время тестов на заснеженных равнинах Зауралья она без проблем в течение часа возила на себе имитацию полезной нагрузки в виде полцентнера кирпичей. Этого достаточно для демонстрации возможностей робота потенциальным спонсорам. Финальная версия задумывается более выносливой, с наружными антеннами для увеличения дальности связи и средствами РЭБ для противодействия помехам. Кроме того, и «Букашка», и «Братишка» будут оснащены сумеречными видеокамерами, чтобы можно было использовать транспорт при низкой освещенности.
Об этих механических помощниках с Урала, которые способны спасти множество жизней и снять с бойцов хотя бы часть рисков на линии фронта, знают в войсках и ждут там. Пожелаем им как можно быстрее туда добраться.