Примерное время чтения: 6 минут
358

Пыль стала былью. Почему после уборки дорог в Челябинске грязь не исчезает?

Подрядчик старается убирать грязь с обочин, но горожане жалуются, что пыли на улицах меньше не становится.
Подрядчик старается убирать грязь с обочин, но горожане жалуются, что пыли на улицах меньше не становится. / фото Александра Фирсова / АиФ

Пылевые бури в Челябинске – явление частое, поэтому горожане к ним, увы, привыкли. Как только поднимается ветер, пыль скрипит на зубах и ложится толстым слоем на подоконники в квартирах.

«Окна стараемся не открывать»

По данным замеров лабораторий Челябинского гидрометцентра, в состав пыли входят твёрдые частицы от выбросов автотранспорта, промышленных предприятий, автопокрышек, износа асфальта, а также средств, которыми зимой посыпают дороги. Раньше для этого использовался отсев – мелкая щебёнка, потом пескосоль. С 2020 года улицы зимой в Челябинске посыпают только технической солью.

«С 20 апреля, как только растаял последний снег, началась традиционная весенняя уборка, она уже подходит к концу, - сообщил зампредседателя Комитета дорожного хозяйства Администрации Челябинска Александр Диденко. – Ежедневно на уборку выходят 23 поливомоечных машины и 21 пылесос (в том числе 7 подметально-уборочных машин). Как раз для того, чтобы не образовывалась пыль, подрядчики моют дорожное полотно со специальным шампунем. Необходимо убрать всю зимнюю грязь и остатки соли, которая использовалась для борьбы с наледью».

Уборка заканчивается, а пыли меньше не становится. Об этом наперебой говорят сами горожане.

«Часть окон нашей квартиры выходят на проезжую часть, и если к шуму транспорта мы уже привыкли, то к пыли и грязи никак не получается! – жалуется жительница Челябинска Светлана Шимешова. – Без особой необходимости окна стараюсь не открывать, поскольку подоконники тут же становятся чёрными. Сами окна можно мыть хоть каждую неделю, москитные сетки забиваются грязью моментально. И это мы ещё на седьмом этаже живём! А что тогда творится на первом?!»

Автовладельцы сетуют на то, что мыть машины просто бесполезно: два-три дня - и они снова обрастают серым слоем.

«На днях основательно вымыл машину, аж сверкала! – делится челябинец Дмитрий Кочергин. – Припарковал у дома, никуда не ездил, прошёл дождь и моя «ласточка» потеряла праздничный вид! Я понял почему: во-первых, дождь молотил по слою грязи на асфальте, поднимая пыль в воздух, во-вторых, парковка у дороги, машины то и дело проезжают мимо, а это тот же пыльный ветер…»

Оказывается, что пыль и грязь помимо всего прочего могут ещё и стать причиной ДТП.

«Грязь – сродни зимней скользкости, - объясняет челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» (ЮГА) и автор одноименной книги Юрий Панченко. - И тут важно понимать опасность моросящего дождя: капли, попадая в дорожную пыль, обволакиваются ею и превращаются в шарики, внутри которых мокрая грязь, а сверху сухая пыль. Дорога кажется сухой, но на самом деле она мокрая и скользкая. В момент начала дождя, пока вода не смыла грязь с дороги, следует обязательно снизить скорость!»

Страдают автомобилисты и аллергики

Уборка дорог определяется госконтрактом, отступление от условий которого влечет штрафные санкции. Там указана и периодичность работ, и условия их проведения. Самое важное, что и при проведении торгов, и в госконтракте указываются нормативные акты, выполнение требований которых становится обязательным.

«Документов, регламентирующих уборку улиц и дорог, достаточного много, - говорит Юрий Панченко. - В них расписано, какой техникой, с какой периодичностью нужно убирать улицы. Например, грязь с тротуаров должна удаляться в течение трёх суток, грязь с городских магистралей – в течение суток. Про эти нормативы рядовым горожанам мало что известно, поэтому претензий к уборке не так много. Претензии предъявляют, когда что-то произойдет. Десять назад на Живописном мосту в Москве старенькая Toyota влетела в лужу, началось аквапланирование, и она стукнула Maybach. Ущерб - 8 млн. руб. Его предъявили водителю Toyota, который якобы не соблюдал скоростной режим. Но что с него взять? И тогда и вспомнили про летнее содержание. Луж на дороге быть не должно. И ущерб оплатили дорожники. Тут - то же самое. Пока ничего не происходит, никто особо и не интересуется. Но если кто-то поскользнётся на грязи и сломает ногу, или из-за пыли на дороги, смоченной дождичком, улетит в занос, тогда и вспомнят о требованиях к уборке дорог».

Пыль и грязь – первопричина заболеваний органов дыхания и настоящий ад для аллергиков.

«Заболевания органов дыхания – удел челябинцев, - говорит врач высшей категории, аллерголог-иммунолог МАУЗ ГКБ №6 Ирина Жеребцова. – С каждым годом растёт количество пациентов, страдающих аллергиями и вазомоторными ринитами. Причём последних больше, чем чистых аллергиков и лечить их сложнее, потому что противоаллергические препараты им не помогают. Если чистую аллергию вызывает пыльца растений, то при вазомоторном рините человек начинает реагировать на любой раздражитель. Пыль относится к таким раздражителям, триггерам, заставляя человека чихать, кашлять, тяжело дышать. В дорожном смёте, накапливающемся за зиму, плодятся плесневые грибы, микроскопические поры которых являются сильнейшим аллергеном. В безветренную погоду в Челябинске аллергики чувствуют себя сносно, но стоит подняться ветру, - пиши пропало!»

Как сдержать пыль?

Интересно, как борются с пылью в других городах России, ведь уровень загрязнения атмосферы считается высоким в каждом десятом городе РФ, более 50 млн человек сталкиваются с проблемой запыленности воздуха ежедневно. В Новосибирске уже несколько лет не используют пескосоляную смесь (за исключением нескольких локальных участков), что позволило сократить поступление количества пыли на десятки тысяч тонн. Однако «серый вопрос» до конца еще не решен.  Пыль на улицах всё равно появляется. Причиной тому – песок со строек и тротуаров, незавершенное строительство в черте города, шипованная резина, истирающая асфальт, парковка на газонах. Сейчас коммунальщики приводят Новосибирск в порядок, и в этом году им помогает «Бионорд Антипыль»: мэрия в несколько раз увеличила закупки современного пылеподавляющего средства.

Эффективность состава «Бионорд Антипыль» обусловлена его свойством связывать мелкие частицы пыли в более крупные, не давая им подниматься в воздух под воздействием ветра и воздушных потоков от транспортных средств. Пылеподавляющий материал предназначен для дорог с различным типом покрытий, в том числе и асфальтового, так как не создает эффекта скользкой дороги. Средство помогает предотвращать появление пыли на протяжении десяти дней, оно сохраняет свойства в дождь, не замерзает на дорогах даже при -10 градусах. Особенно он ценен для обработки дорог с неукрепленными обочинами, где пыль поднимается от большегрузов и спецтехники.

Прошлым летом разработка уральского производителя была успешно протестирована предприятиями горнодобывающей промышленности, а также на дорогах Казани и Новороссийска. С осени прошлого года «Бионорд Антипыль» применяется не только в Новосибирске, но и в городах Северного Кавказа. Следует отметить, что ранее на рынке спецсредств для межсезонного содержания дорог использовались продукты иностранного производства, поэтому «Бионорд Антипыль» в этом контексте не только оказывается первопроходцем, но и работает в важнейшем направлении импортозамещения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах