Частные перевозчики к началу лета повысили проезд с 18 до 20 и 21 рубля уже в десяти маршрутных такси Челябинска, курсирующих по разным частям города: №№ 3, 10, 39, 54, 58, 72, 79, 84, 86 и 91. Накануне министр тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Татьяна Кучиц в очередной раз заявила, что действия транспортников являются незаконными. Но чиновники пока никак не могут помочь челябинцам, вынужденным платить по завышенной цене. При этом, как выяснилось, остановить произвол под силу самим пассажирам.
Оправданная экономика
Требовать повышение тарифа на перевозку пассажиров челябинские маршрутчики стали ещё в апреле. На данный момент соответствующее желание официально изъявили четыре перевозчика из 35. В своё оправдание они указывают на подорожавшее топливо и смазочные материалы, а также расходы на оплату труда, техническое обслуживание и отчисления на социальные нужды. Как раз по этим пунктам, из-за сложившихся экономических условий в стане, у чиновников претензий нет.
«По маршрутам пригородного и междугородного пассажирского транспорта, в том числе в маршрутках с трехзначными номерами, следующими из Копейска в Челябинск, поднятие тарифов было законным. Так, с 1 апреля 2015 года предельный тариф составил 2 рубля 5 копеек за один километр. То есть впервые за 8 месяцев допущен рост в 10,8%, что в два раза ниже официального уровня инфляции, — сообщил «АиФ-Челябинск» начальник управления транспорта министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Филиппов. — Подорожание проезда в этом случае объясняется ростом цен на горюче-смазочные материалы. И, главное, мы забываем о том, что в 2014 году было внесено обязательное страхование гражданской ответственности. Все страховые премии выплачиваются перевозчиками, это немалые суммы. Также введено требование обязательной установки тахографов, это примерно 50 тысяч рублей на каждый автобус».
«Серые» схемы
Несмотря на это, обосновать повышение стоимости проезда челябинские маршрутчики не могут. Хоть большинство из них и работает по договорам с администрацией, многие использует «серые» схемы для сокрытия доходов, признал замглавы администрации города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. Например, не заключают с половиной водителей трудовой договор и скрывают пассажирооборот. Именно поэтому единственный способ противостоять перевозчикам — просить за каждую поездку билет, на чём так рьяно настаивал бывший сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов.
«Билет, как контрольно-фискальный документ, в первую очередь свидетельствует о пассажиропотоке. Если бы пассажиры всегда требовали его, может быть, у нас уже и не стоял бы вопрос об увеличении тарифов, — отмечает Филиппов. — Кроме того, с помощью выданных билетов осуществляется налоговый контроль, направленный на пополнение бюджета. Ну и главное. Оторванный билетик —единственное доказательство факта свершения поездки. Если будет причинен вред жизни или здоровью гражданина, он больше никак не докажет, что ехал в этот момент в автобусе».
По словам Алейникова, чиновники вместе с полицейскими продолжают еженедельно проводить проверки пассажиров и транспортных организаций на наличие билетов. «Я бы хотел, чтобы менталитет челябинцев был созвучен с нашими намерениями в этом вопросе», — отметил он.
Безысходность
Ну а пока прокуратура проводит проверку по факту повышения стоимости проезда в маршрутках, горожанам остаётся только смириться. Противостоять недобросовестным перевозчикам не в силах даже чиновники, так как законодательством установлен определенный порядок действий на этот счёт. Даже разорвать договор с транспортниками администрация не может, ввиду необоснованности причин. Только если надзорный орган подтвердит факт нарушения, перевозчикам грозит штраф: должностному лицу — от 50 тысяч рублей до дисквалификации на 3 года, юридическому — в двукратном размере получаемой выручки.
«В настоящее время оснований для повышения тарифа нет», — категорично заявляет Кучиц. При этом делать какие-то прогнозы на этот счёт власти опасаются в виду недовольства граждан.