Всем педагогам Челябинской области знакомо имя Михаила Евгеньевича Дуранова. Знают о нём и в Кремле. На свой 95-й день рождения профессор ЧГАКИ Дуранов получил поздравления от Владимира Путина.
Кто привил любовь к чтению?
Беседовать решили в рабочем кабинете среди множества книг. По правую сторону от меня - стеллаж с русской классикой, по левую - научные работы по педагогике. А на столе у компьютера - свежий номер «АиФ».
«Читаю «АиФ» с самого его рождения. Ещё помню те времена, когда газету нам давали под подпись в обкоме партии. За годы у нас сложилась даже семейная аифовская традиция. Как только в среду я приходил домой, то слышал от своей жены Валентины Захаровны одну и ту же фразу: «Здравствуй. А ты «АиФ» купил?» Я отдавал ей свежий номер газеты, и она удалялась читать, сказав мне: «Ужин готов. Положи себе сам, а я немного почитаю». Вот уже три года читаю газету один. Валентины моей не стало. А вашу газету по-прежнему считаю самой объективной и интересной, читаю от корки до корки».
А Интернет профессор Дуранов не уважает и сравнивает его с помойкой. Лучше печатных книг, по его мнению, ещё ничего не придумано.
Любовь к чтению у маленького Миши из курганской деревни проявилась с детства. Казалось, в кого бы: мама неграмотная вовсе, а папа окончил два класса. Но Михаил Евгеньевич и сейчас благодарен тем курсам по ликвидации неграмотности, которые были открыты в его деревне Малое Окунево в 20-е годы прошлого века.
«Я ходил на уроки вместе с мамой и быстро научился читать. Помню, в классе стоял шкаф с книгами. На нём висел замок. А книжек новых почитать очень хотелось. Мы с другом пошли на хитрость. Дверка шкафа закрывалась неплотно, и если её немного оттянуть, то можно вытянуть книжку. И мы вытащили. Только почитать не удалось. Сложновато было читать «Капитал» Маркса», - смеётся мой собеседник.
Как человек исключительного воспитания, профессор Дуранов с терпением отвечает на все мои вопросы и извиняется каждый раз, что ему приходится хвастаться собой, «якать».
Как доползти на локтях до своих?
После школы была армия, а затем война. Армейские годы Михаил Дуранов провёл на Дальнем Востоке. По словам профессора, их готовили к возможному нападению Японии. Но он, как все, хотел на фронт и добился своего. На фронт Дуранов попал в 1944-м уже подготовленным бойцом.
О войне он рассказывает с неохотой: мало было там красивого. Не говорит профессор и о военных наградах, хотя награждён двумя орденами Отечественной войны и двенадцатью медалями. Дуранов служил во взводе резерва генштаба. Довелось служить и командиром «катюши», и даже командовать ротой. Резервных на войне бросали в самое пекло, прикрывали брешь, если были большие потери среди наших, а подкрепление ещё не подошло.
«Знаете, как мне было страшно сначала. Мне казалось, за каждым кустом немец, я пригибался к земле от малейшего шороха. Но потом привык», - вспоминает профессор.
До сих пор Михаил Евгеньевич помнит поимённо тех солдат, с кем довелось служить.
«Нас учили: бежишь девять-десять шагов - затем падаешь, иначе подстрелят, а потом снова. Я помню, что мы бежали парой с Колей Коваленко. Я бегу, он огнём прикрывает, потом я стреляю, а он бежит. И Колю ранило. Он встал за дерево, а я побежал. Спасти его у меня не было возможности. Я ему крикнул, что сзади идут санитары. И так и не знаю, что с ним случилось».
От роты в 200 человек в том бою осталось только 12.
Сам Дуранов тоже был ранен. Это было 16 октября 1944 года.
«Меня ранило в бедро и засыпало землёй. После той контузии я плохо слышу. И сейчас у меня слуховой аппарат. Раненый, я пролежал на земле весь день до темноты. Подойти ко мне не могли из-за обстрела. Я лежал в воронке. Вспомнил санинструктаж, сам оказал себе первую помощь - наложил жгут, а когда стемнело, на локтях дополз до своих», - рассказывает Михаил Евгеньевич.
Профессор Дуранов очень благодарен тем докторам, что в военных условиях смогли спасти ему жизнь в госпитале. Пусть и кости срослись не идеально, и хромота стала пожизненной.
Из госпиталя солдата снова отправили на фронт, потому что комиссия не заметила хромоты. Но вскоре его опять вернули на больничную койку. На этот раз с гангреной. Выходила его тогда сестричка Валя Бирюкова. На вопрос про фронтовую любовь профессор даже, кажется, немного обиделся:
«Какая любовь?! Я не позволял себе этого на войне. Никогда не пил спиртного, потому что понимал: пьяный, я более уязвим и менее ловок. То же самое и про чувства. В свободное время я читал книги. Даже будучи на фронте, собирал редкие русскоязычные книги, которые были недоступны в Советском Союзе, часто дореволюционные - и читал их запоем. Я не переставал читать никогда, несмотря на фронтовые условия. Вспоминаются окопы в Польше, когда в часы передышки я писал на песке бином Ньютона. Мне это было интересно и не казалось бессмысленным в далёком 1944 году».
Думается, что такой рациональный подход спас жизнь не только самому Михаилу Дуранову, но и многим из тех, кто служил с ним рядом.
Какой опыт у Дуранова?
После войны он вернулся в родную деревню и поступил на истфак в эвакуированный в Курган Ленинградский педагогический институт. Потом ленинградцы разъехались, а Дуранов получил диплом уже Челябинского пединститута.
Начинал трудовой путь учителем истории в 33-й школе Металлургического района Челябинска. Но в городе имя Михаила Дуранова связывают с 96-й школой. Он был её основателем и директором многие годы. Его педагогическое кредо - детей нужно любить, и они ответят вам тем же. Школьники рассказывали своему учителю самые сокровенные секреты. И при этом он был педагогом строгим и справедливым. Мог поставить двойку, но при этом никого не обидеть.
Став директором 96-й школы, Дуранов ввёл новые правила. Директор должен встречать и провожать учеников на пороге школы. Школьное утро должно начинаться не только звонком, но и гимном. Гимн настраивает на работу и новые свершения, уверен педагог. Этот опыт практикуется в челябинских школах и сегодня.
Многие проблемы, актуальные для школы сегодня, решались Дурановым ещё тогда. В 1950-е он выступил против учёбы в четыре смены. Был в его учебной практике и опыт воспитания атеизма у детей. Возле школы стали активизироваться секты. И тогда свои педагогическое мастерство и опыт Дуранов направил против этой заразы. Для ответственного задания он отобрал самых активных и смышлёных десятиклассников и вместе с ними посещал сектантские сходки. Под присмотром наставника старшеклассники должны были вывести на разговор детей, которые вовлечены в секту, заинтересовать их и в идеале вывести из-под влияния секты. После того как в городе узнали о таком опыте, Дуранову предложили возглавить городской отдел пропаганды, но он отказался. У профессора было много научной работы.

Не меньше её и сегодня. Свою первую диссертацию он написал всего за три месяца. Сегодня он автор более 300 научных работ - монографий и книг. Михаил Евгеньевич показывает на экране монитора электронную версию очередной монографии, которую он написал, когда приболел в этом году - труд на 500 с лишним страниц. И в свои 95 лет все болезни профессор Дуранов лечит научной педагогикой.
Где ремесленники с указкой?
«Все проблемы в России - от невыученных уроков по этике, нравственности и морали. Ни один человек, знающий смысл этих слов, не позволит себе присвоить деньги, выделенные на ремонт больниц или строительство детских садов», - уверен Михаил Евгеньевич.
Челябинский профессор готов сказать самому президенту, как называется главная «таблетка» от коррупции и взяточничества. По его мнению, это нравственность и порядочность, которые нужно воспитывать со школьной скамьи. Как он считает, изменить жизнь в стране к лучшему может только учитель, который способен учить. Современных педагогов профессор Дуранов называет ремесленниками.
«Чтобы отдавать знания, нужно их преумножать, - уверен педагог. - Если бы я не стал педагогом, то был бы профессиональным садоводом, ведь растения куда благодарнее людей. Они на добро отвечают добром ещё большим».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть