В условиях дефицита кадров и динамичных перемен в экономике на рынке труда в России сформировались новые тренды. Сегодня работодатели ищут таланты, а профиль подготовки играет не столь значительную роль. Какие навыки и качества работника в цене и как их развить, обсудили с доктором экономических наук, заведующей кафедрой маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ Ларисой Капустиной.
Ум, честь и совесть
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: – Лариса Михайловна, какие компетенции сегодня особенно востребованы?
Лариса Капустина: – При разработке учебных планов мы формируем перечень компетенций будущих выпускников, исходя из запроса государства, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и профессиональных стандартов по направлениям подготовки.
Правительство РФ ежегодно корректирует пятилетний прогноз кадровой потребности на основе прогноза социально-экономического развития России. Данный прогноз связан с контрольными цифрами приема в колледжи и вузы. Сейчас для нашей страны на первом плане обеспечение технологического и финансового суверенитета, воспитание активной гражданской позиции и патриотизма у молодёжи. Для достижения поставленных целей подготовлен национальный проект «Кадры», который вступит в силу 1 января 2025 года и продлится до 2030 года. Проект включает четыре блока: эффективное трудоустройство выпускников; развитие профессиональных навыков работающих граждан; усиление мероприятий по охране труда; поддержка молодёжного предпринимательства.
ФГОС ВО содержит три блока компетенций. Во-первых, это универсальные компетенции: способности критически анализировать информацию, определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения, осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, осуществлять деловую коммуникацию на русском и иностранном языках, управлять своим временем, поддерживать должный уровень физической подготовки. Во-вторых, это общепрофессиональные компетенции, соответствующие направлениям подготовки вуза. И, наконец, профессиональные компетенции, которые университет разрабатывает с опорой на профстандарты, где прописаны трудовые функции, знания и умения, которыми должен обладать выпускник вуза по определенной профессии. Новым трендом стало применение искусственного интеллекта, в связи с этим от работников компаний требуются цифровые компетенции, что нашло отражение в последних редакциях профстандартов.
– Что делают вузы, чтобы дать эти навыки студентам?
– Привлекают к преподаванию профильных дисциплин практиков, вовлекают молодёжь в науку – это развивает студентов и повышает их привлекательность как соискателей на перспективные должности. Воспитательной работе тоже уделяется большое внимание – ей посвящены десятки мероприятий в вузах, в том числе сбор гуманитарной помощи и волонтёрские десанты в новые регионы.
Стимулируют студентов к участию в конкурсах грантов и стипендий разного уровня, что позволяет им формировать свое портфолио. Некоторые студенты выполняют дипломные работы в формате стартапа, а на защитах выпускных работ нередко присутствуют представители компаний, которые предлагают выпускникам трудоустройство.
Например, совместно с бизнесом мы реализуем проект «Предпринимательские классы» для школьников ряда муниципальных образований Свердловской области. Ребята учатся бизнес-планированию, а в финале защищают стартап. Как известно, УрГЭУ ежегодно проводит Евразийский экономический форум молодёжи, где участники из разных стран и регионов России представляют свои научные и творческие проекты, неотъемлемой составляющей которых является практическая применимость.
Задача по силам
– Не слишком ли объёмные и строгие требования предъявляют на рынке труда к молодёжи?
– Современные студенты отличаются от их предшественников, они больше полагаются на ресурсы Интернета. Им не очень интересно выполнять рутинные задачи, и цифровой мир предлагает им научиться делегировать эти функции искусственному интеллекту, а свой потенциал направить на решение нестандартных задач. При этом многие крупные компании разных сфер деятельности приглашают на стажировку и производственную практику не только «профильных» студентов. Они выбирают тех, кто по ряду параметров подходит в их команду, а конкретные знания и навыки готовы дать в своих собственных корпоративных школах.
– А самим молодым людям какие профессии интересны?
– Сколько бы ни говорили, что менеджеров, экономистов и юристов выпускается слишком много, эти направления всё равно остаются популярными у абитуриентов. На них дают мало бюджетных мест, но интерес к данным профессиям не падает. Растет спрос абитуриентов на информационные технологии. Привлекательность технических специальностей повышается, но в 2024 году в России остались невостребованными около шести тысяч бюджетных мест для будущих инженеров. Кроме того, абитуриенты, выбирая профессию, учитывают, какую зарплату можно получать в той или иной сфере.
– Чем, кроме диплома, молодой специалист может впечатлить работодателя?
– Большую роль играет опыт работы и резюме выпускника: вёл ли он научно-исследовательскую деятельность, имел ли спортивные и творческие достижения, какие проекты реализовал. Вуз всем студентам даёт возможность участвовать в хакатонах, форумах, проявлять свои таланты и делать добрые дела.
Реклама: Уральский государственный экономический университет, ИНН 6661003675