Плохо чистят дороги в Челябинске? КДХ виноват. Давно не меняли асфальт? КДХ не досмотрел! Тросовые разделители поставили? Ох уж, этот КДХ! Не работают светофоры? КДХ. Не горят лампочки в фонарях? Опять КДХ. За что же на самом деле в ответе КДХ? Об этом мы решили поговорить с самим председателем Комитета дорожного хозяйства Челябинска Ринатом Кучитаровым.
«Озеленяем тоже мы!»
Наталья Зверева, «АиФ» - Челябинск»: - Что именно входит в задачи КДХ? Ремонт и содержание дорог? Междворовые проезды и очистка тротуаров – это чья задача? Кто должен выгребать снег из «карманов»?
Ринат Кучитаров: - Мы в ответе за содержание улично-дорожной сети. Это основные улицы и магистрали Челябинска. И тротуары. Но не все. Например, на Комсомольском проспекте местами есть три-четыре линии тротуаров. Идёт проезжая часть – газон, за ним тротуар. Вот его мы и чистим, остальные – нет. То есть в нашем ведении только так называемая первая линия. Всё, что дальше, - это полномочия районных администраций. Всё, что уже внутри двора, - зона полномочий управляющих компаний.
Если есть какие-то замечания по уборке городских улиц, по работе светофоров, по освещению улично-дорожной сети, пишите или звоните нашему диспетчеру на номер 8-951-771-73-25. Номер работает круглосуточно, к нему привязан Ватсапп, можно отправлять даже фотографии.
Кстати, практически никто не знает, что озеленение улично-дорожной сети – тоже наша работа. В прошлом году мы плотно ею занимались. Все видели, как красиво цвела яблоневая разделительная полоса на проспекте Ленина прошлой весной, но ни одной благодарности за это мы не услышали. Осенью по ул. Гагарина также появилась разделительная полоса из яблонь, а по ул. Чичерина – от Университетской набережной до ул. Бр.Кашириных – из рябин. Могу точно сказать, что зелёный разделитель появится на участке Комсомольского проспекта от Свердловского проспекта до ул. Каслинской. Мы называем его Малый Комсомольский, там нет коммуникаций под землёй. Но таких дорог очень и очень мало. Где какой породный состав лучше подойдёт, нам подсказывает директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер. Ей отдельный слова благодарности, она выезжала на все наши совещания, на встречи с общественниками, помогала снизить градус накала этих встреч, объясняла горожанам, что местами деревья убирают только потому, что они больные, что их будут менять на новые.
- Мы заметили, что новые зелёные насаждения – это уже не традиционные вички, которые могут и не прижиться, а прямо деревья-деревья, крупные, с объёмными кронами!
- Так и есть. Раньше заключались контракты на посадку саженцев, которые превращались в крупные деревья только через 5-10 лет. Но челябинцы хотят видеть буйную зелень здесь и сейчас. Поэтому после ряда весенних совещаний было решено высаживать деревья высотой 4,5-5 метров. В челябинских питомниках не оказалось нужного количества такого посадочного материала, поэтому деревья мы закупали и в других регионах - в Перми, Екатеринбурге, Казани.
- Когда в общем доступе появится база данных по инвентаризации зелёных насаждений? Такое когда-то было…
- Этим занимается управление экологии. Сейчас они как раз завершают работу по этой инвентаризации. Возможно, в этом году она появится в общем доступе.
«Тросовое ограждение будем мыть»
Как бы то ни было, придётся вернуться к претензиям в адрес КДХ. Про сами тросовые разделители было уже сказано достаточно, давайте поговорим про их очистку. Они обречены обрастать снегом и грязью? Нереально же убирать их постоянно вручную?
Вдоль тросового ограждения идёт механизированная очистка, а доочистка идёт уже вручную. Когда будет постоянный плюс на термометрах, тросы будем мыть. Не вручную, конечно, с помощью специальной техники. Есть щётки для мойки барьерных ограждений, есть специальные насадки у комбинированных дорожных машин.
- Правда ли, что на всех широких дорогах всё же появятся тросы?
- Не факт. Но вариантов разделителей не так уж много - оцинкованные барьерные, тросовые, «нью-джерси» и зелёные. На автодороге «Меридиан» от станции Челябинск Главный до ул. Гончаренко стоит бетонное ограждение «Нью-джерси», но оно в ширину занимает много места. На Троицком тракте в районе промзоны рассматривается установка барьерных ограждений. Будем сравнивать цены. А вообще к каждой улице надо подходить индивидуально. Если есть возможность сделать широкий разделительный газон, то мы не против. Но если по оси дороги идут коммуникации – теплотрассы и водоводы – нам не дадут посадить деревья.
- Ходят слухи, что КДХ катастрофически не хватает техники как зимней, так и летней. Говорят, при Тефтелеве было около 20 грейдеров, а сейчас у подрядчиков только 3… Почему город не может купить технику, чтоб она числилась на балансе мэрии?
- Почему же не может? Дело в том, что когда город обслуживал «Южуралмост», на балансе мэрии числилось достаточно муниципальной техники. Подрядчик оформил её в «холодную» аренду, это когда техника берётся чужая, а водители – свои. В свое время эту технику подрядчику передал МБУ УДР. Когда её вернули, она была мягко говоря разбита. Сейчас идут судебные разбирательства. На восстановление техники требуются довольно крупные суммы. Теперь создано МБУ «Геоцентр», управление даёт в аренду подрядчикам 6 новых малых пылесосов и 4 новых больших. Вообще вопрос обеспеченности техникой с подрядчиками обсуждаем постоянно, они берут дополнительную технику в аренду или покупают сами.
«На Екатеринбург не равняемся»
- Говорят, в Екатеринбурге на дорогах работает техника, которая не только убирает снег с проезжей части, но и сразу вбирает его в себя и увозит. У Челябинска есть перспективы получить такую же?
- Вы зря думаете, что мы в чём-то отстаём от столицы Екатеринбурга. Он крупнее Челябинска, а улицы там узкие, на многих применено одностороннее движение. В конце января, когда шли снегопады, наши сотрудники были там, пришли к выводу, что у нас снег убирают не хуже, а в отдельных районах даже лучше. Где-то в центре даже увидели нечищеные тротуары, пешеходы протоптали там тропинки и передвигались по ним. Что касается техники, у нас такая тоже есть. Речь о погрузчике, который идёт и сразу закидывает снег в машины, следующие за ним. Получается, они не перекрывают самосвалами проезжую часть, а движутся параллельно вдоль улицы. Подрядчики уже убедились, что применять такие погрузчики выгодно, будут приобретать их. Пока такие машины есть только у подрядчиков, содержащих улично-дорожную сеть в Ленинском районе и на Северо-западе.
- Почему в Челябинске нет интерактивной карты, на которой люди могли бы смотреть, где сейчас работает дорожная техника?
- Такая карта уже есть, но она в разработке. Раньше подрядчик сообщал: сформирована колонна, стоит там-то. Ехали проверять – колонны не было. А теперь вся техника оборудована датчиками ГЛОНАСС, и мы видим, где и когда она работает. В будущем сделаем программу доступной для всех.
Низкая цена не повод для выбора
- Что в этом году будет сделано в Челябинске в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД)?
- Будет продолжено строительство двух участков ул. Татищева в Парковом-2, строительство ул. Конструктора Духова в пос. Чурилово, ул. Наркома Малышева, которая свяжет Университетскую набережную с ул. Братьев Кашириных. Всё это новые проекты, которые проектировались по новым ГОСТам.
Будет проведён капремонт освещения в пос. Новосинеглазово от Троицкого тракта до ул. Челябинской, а также капремонт освещения ул. Мраморной от ул. Морской до автодороги «Меридиан». Запланирован ремонт Университетской набережной от ул. Чичерина до ул. Молодогвардейцев, а также от Северо-Крымской до Косарева.
Ремонта ждут ул. Куйбышева, Черкасская, Каслинская от ул. Братьев Кшириных до ул.Новомеханической, ул. Салтыкова от ул.Блюхера до Профинтерна. Также мы будем проводить конкурс на ремонт ул.Калинина от ул.Кирова до Университетской набережной, ремонт ул. Танкистов и Комсомольского проспекта от Свердловского проспекта до ул.Каслинской. Сначала решаем, где нужен ремонт, потом производим сметные расчеты и объявляем конкурс.
- Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену?
- Отнюдь. Уже по опыту знаем: когда подрядчик сильно занижает цену, вряд ли он сделает что-то хорошее. Тем более, если она падает на 25-30%. Дело в том, что в смете мы сразу закладываем и прибыль подрядчика – на уровне 15%. Когда он собирается работать в ущерб себе, значит, где-то попытается сэкономить. Так что, теперь прежде всего учитываем опыт работы подрядчика. Узнаем, выполняет ли он все работы сам или нанимает в свою очередь субподрядчиков. Смотрим, какие проекты он выполнял ранее, были ли штрафы и предписания, укладывался ли в сроки. Плюс важно наличие материально-технической базы, как, например, асфальтобетонный завод.
- Может ли появится асфальт на улице, где его никогда не было?
Я понял, о чем вы, подобную картину можно наблюдать во многих городских посёлках, причём весьма не бедных. То есть там возвышаются солидные коттеджи, а между ними – грунтовка. В таких случаях прежде всего нужен проект дороги. Сталкиваемся с тем, что люди в своё время придвинули своими палисадниками проезжую часть и физически дорогу-то разместить и негде. Надо проверять межевые планы всех собственников, изымать захваченные земли, а это грозит народным восстанием.
- В рамках программы появятся велодорожки на Комсомольском проспекте, как это будет выглядеть?
- Дорожки будут по обе стороны проспекта от ул. Чичерина до ул. Каслинской. С одной стороны – в одном направлении, с другой – в противоположном. То есть велосипедисты будут двигаться в обе стороны как автотранспорт. Причем велодорожки появятся не за счет расширения проезжей части, а за счет приведения в нормативное состояние ширины полос. Сейчас они намного шире, там по одной полосе могут ехать по две машины. Количество полос не уменьшится. Пока в Челябинске нет ни одной настоящей велодорожки. И даже в Екатеринбурге, который якобы превосходит наш город в своём развитии, их тоже нет. Ведь что такое велодорожка? Ей может быть как самостоятельная дорога, так и ограниченная часть автодороги, предназначенная исключительно для движения велосипедов. Ширина велодорожки должна составлять 1,5-1,3 м.
Велотранспортная инфраструктура может существенно разгрузить городские автодороги. Если у горожан будет возможность в любую точку города добраться на велосипеде, возможно, кто-то откажется от авто в пользу ЗОЖ. Велосипед содержать гораздо дешевле, чем автомобиль. Даже если речь о велосипедах для всей семьи.
- Вы так легко ориентируетесь в улицах Челябинска. До того, как стали главным дорожником города, так же хорошо знали их?
- Нет, я работал на федеральных, областных трассах. Жил в Челябинске но многих улиц даже не знал. И сейчас не все знаю пока, но каждый день узнаю.
«Давай покрасим все заборы в чёрный цвет?»
- Про реконструкцию Ленинградского моста мы уже знаем: его полностью разберут и построят новый. А как будем жить во время его реконструкции? Хватит ли денег на строительство нового моста?
- С машинами всё понятно: они будут ездить по новой развязке с ул. Братьев Кашириных до Российской. А для пешеходов оборудуем временные мостики, где они будут совершенно безопасно передвигаться. Не будет перекрыто и движение трамваев в Тракторозаводский район. На объект есть миллиард рублей, его должно хватить. Есть проблема с переустройством сетевых коммуникаций, но мы работаем над этим, решение найдем.
- Урбанисты постоянно твердят про серые заборы. Не было желания назло всем дать команду покрасить их в зелёный, например?
- Шутки шутками, но ведь заборы в городе серые не потому, что мы так захотели. К слову, урбанисты вообще предлагали все заборы выкрасить в черный, но мы же потом содержать их замучаемся! Это слишком затратно, поскольку черный цвет - самый грязный. У вас когда-нибудь была черная машина?Серые заборы проще эксплуатировать и дешевле содержать.
- Распространена ли среди дорожников кадровая текучка?
- Пожалуй. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой: вроде технику предоставили, а она не вся выходит на уборку дорог. Подрядчики ссылаются на то, что механизаторов не хватает. С ними сейчас большая проблема: ходят по кругу от одного подрядчика к другому, ищут, кто лучше заплатит. Кто-то на пенсию уходит. Радует, что много молодежи в этом году пришло работать.
- Ринат Галиевич, скоро будет 1,5 года как вы возглавили ведомство. Должность расстрельная. Наверняка, бывало, что руки опускались? Или вы всегда полны энтузиазма и горите идеями, как сделать челябинские дороги лучше?
- Работа в ведомстве каждый день напоминает общий бег с препятствиями. Без усилий, «по накатанной» ни одна задача не решается. Но такого, чтоб руки опускались, ещё не было. В городе новая команда, в области – тоже, а главное – между ними полное взаимодействие. Мы видим результат командной работы, в области поддерживают городские идеи. Потому и планов ещё – громадьё.