142

Перестали сидеть в смартфонах. Как пандемия изменила челябинских школьников

Никакие занятия дома не заменят встречи с одноклассниками.
Никакие занятия дома не заменят встречи с одноклассниками. Из личного архива

Дети вернулись в школы – начался новый учебный год. Но последствия дистанционного обучения всё ещё дают о себе знать, причём ощущают их как дети, так и взрослые.

Как школы возвращаются к привычному распорядку? Изменилось ли поведение детей после столь долгого отсутствия? Выросла ли нагрузка на педагогов?

Об этом и многом другом мы беседуем с директором лицея № 97 города Челябинска, кандидатом педагогических наук Вячеславом Усыниным.

Смартфоны отложили в сторону

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - В каком режиме учебным учреждениям работать проще – дистанционно или, что называется, стационарно?

Вячеслав Усынин: - По моему убеждению, классическое образование с посещением школы эффективнее, чем дистанционное. Тем не менее, мы накопили большой опыт за тот период, когда действовали ограничения, проанализировали результаты на педагогических советах, круглых столах, встречах. Если дистанционное образование вернётся, мы к этому готовы – закупили технику, освоили различные методики.

Безусловно, живое общение важнее. На обычных уроках совсем другой сценарий, можно воздействовать на чувства, вызвать эмоции, завязать настоящую дискуссию.

- Родители большей частью за дистанционку или против?

- В основном, против. Тем более, что если раньше многие из родителей сидели дома, то теперь вышли на работу и не могут заниматься с ребёнком, как раньше. К тому же, не секрет, что некоторые родители при дистанте практически полностью учились за своего ребёнка. Оценки, может, получали и хорошие, но на экзаменах это ведь не поможет.

Да и не все предметы родители могут толково разъяснить – скажем, до 5 класса это, может, и реально, но дальше начинается более сложная часть.

- Уже прошло несколько учебных дней. Как дети реагируют на возвращение в школу?

- И дети очень рады, и родители, и педагоги. Все соскучились по общению, по школе. Вообще, начало нового учебного года получилось очень эмоциональным.

Мы заметили, что на переменах дети стали меньше внимания уделять своим смартфонам, больше играют, разговаривают друг с другом. Возможно, это временное явление, но хотелось бы верить, что ребята действительно поняли, что Интернет не может заменить всё.

Испытание не только жарой

-Как сказалось дистанционное обучение на работе вашего лицея?

- У нас развита система дополнительного образования, которая работает весь день – различные кружки, лаборатории, спортивные секции. Пытались сохранить её и в дистанционном режиме. Понятно, что это возможно было лишь частично. Много проектов ребятам пришлось приостановить, потому что они не могли, например, выезжать на практические занятия в вузы. На расстоянии руками не потрогаешь, опыт или эксперимент не проведешь. Кроме того, ребята не могли участвовать в очных конкурсах– они просто отправляли свои работы, лишившись таким образом опыта защиты проектов на площадках Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России. Не было, пожалуй, самого главного - общения с другими конкурсантами. Пришлось отменить и все экскурсии, причём не только исторические, но и туристические. Ведь планируя любую туристическую поездку с детьми, мы всегда большое внимание уделяем знакомству учащихся с ведущими вузами того или иного города.

- Неоднократно слышал, что нагрузка на учителей сильно выросла, это действительно так?

- Безусловно. Из-за ЕГЭ учебный год пришлось продлить. В некоторых учебных заведениях отказались от подготовки выпускников после аттестации, а мы проводили онлайн-консультации. Это, конечно, огромная нагрузка. Учителя были в отпуске лишь 28дней, не больше. Перегрузка, и моральная, и психологическая, для детей тоже. Некоторые школьники буквально опускали руки, жаловались, что устали и больше не могут. Повлияли и объективные факторы – например, невероятная жара, которая установилась во время сдачи ЕГЭ.

Неудивительно, что если вы спросите любого педагога, чего он больше всего боится, то услышите: «Только бы не вернули дистанционку!».

- А правы ли родители, которые загружают ребёнка по максимуму – что называется, от скрипки до тенниса?

- С одной стороны таких родителей можно понять, они хотят расширить ребёнку кругозор, дать развиться дарованию, если оно есть. С другой стороны, может пострадать здоровье ребёнка. Важно поддержать ребёнка в том, в чём он талантлив и не давить на него, если видите, когда что-то ему не даётся.

Вот например у меня в кабинете висит картина, которую нарисовала наша школьница, когда училась ещё в 5 классе. Она действительно талантливый художник – использует масло, акварель, гуашь, тушь, шерсть, другие материалы, а вот с математикой у девочки не всё ладилось, а это один из профильных предметов в нашем лицее, понятно, что девочка из-за этого переживала Мы создали для нее ситуацию успеха: организовали выставку её картин, после чего дети на неё совсем другими глазами посмотрели.

- Как вы относитесь к теории троечников – мол, такие ученики более успешные, чем круглые отличники?

- Это, конечно, упрощение. Однако согласен в том, что некоторые круглые отличники – перфекционисты, а отсюда риск неврозов. Тогда как троечники зачастую спокойно относятся к неудачам. Но это вовсе не значит, что надо учиться на одни лишь тройки и считать такую ситуацию нормальной.

Чему учит история?

- Вы сами учитель истории. Приходилось слышать мнение, что история не нужна – если кому-то интересен определенный период, найдет, где узнать.

- Так можно сказать про любой предмет. Что касается истории, то важно помнить, что это ведь не просто набор фактов и дат – это, прежде всего, аналитика, погружение в другие эпохи. Важно это видеть и понимать.

Изучение истории дает понимание того, что происходящее в наше время так или иначе уже было в прошлом. Кроме того, именно история даёт прекрасную возможность для дискуссий, размышлений – жаль, что ЕГЭ исключает такую форму экзамена.

И кстати заметьте, как только заходит речь об истории семьи, то люди говорят просто взахлёб. Так что на самом деле равнодушных к истории людей нет. Не говоря уже о том, что история семьи неизменно пересекается со страницами учебника.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах