Челябинский завод железобетонных шпал – многолетний надёжный поставщик продукции для ОАО «РЖД»
65 лет исполняется в этом году Челябинскому заводу железобетонных шпал, хорошо известному на всём постсоветском пространстве. А 16 лет назад предприятие вошло в состав акционерного общества «БетЭлТранс». Для коллектива началась новая эпоха.
О традициях, которые были заложены много лет назад, и о сегодняшнем дне рассказывает директор Челябинского завода железобетонных шпал – филиала АО «БЭТ» Андрей Морозков.
Сохраняя и преумножая традиции
– Андрей Викторович, это правда, что Челябинский ЗЖБШ фактически первым в СССР наладил выпуск типовых железобетонных шпал?
– Да. Строить специализированные предприятия в стране начали в 1959 году. Именно эту дату можно считать началом массового применения железобетонных шпал на наших дорогах. И к этому же году относится рождение нашего завода. Производственная мощность на момент ввода в эксплуатацию составляла 300 тысяч единиц продукции в год.
Как любое новое дело, оно начиналось трудно. Но коллектив смог преодолеть все препятствия. Очень скоро специалисты завода стали по праву считаться лидерами отрасли. Так, когда в 1965 году планировали запустить в эксплуатацию Вишневский завод железобетонных шпал, именно сотрудники Челябинского завода ЖБШ выступали в качестве консультантов и принимали участие в отладке работы оборудования и технологического процесса.
Одновременно с развитием предприятия многое было сделано для коллектива. Первым делом было построено общежитие, затем несколько многоквартирных домов. В сущности, сегодняшний посёлок Фёдоровка возник как призаводской микрорайон. Улучшались условия труда: были построены столовая, медпункт, помещения для стирки спецодежды.
К 80-м годам прошлого века предприятие почти в восемь раз увеличило количество выпускаемой продукции. Нашим основным потребителем по-прежнему была Южно-Уральская железная дорога, но к списку партнёров также добавились Свердловская, Западно-Сибирская, Целинная, Среднеазиатская магистрали. Чуть позже завод стал поставлять продукцию на Горьковскую, Куйбышевскую, Северную, Московскую, Октябрьскую и другие железные дороги.
– Как завод коснулись реформы, которые происходят в железнодорожной отрасли?
– На мой взгляд, мы не просто сохранили лучшие социальные традиции, которые были присущи отрасли, но и преумножили их. Сегодня «БЭТ» – это союз единомышленников, объединённых общими целями и задачами. Нам ничто не мешает работать с полной отдачей, выполняя плановые задания.
В 2010 году на заводе был запущен в эксплуатацию участок накатки резьбы на стержневой арматуре, которая используется при производстве железобетонных шпал. Применяемые современные технологии позволяют значительно увеличить производительность. Качество выпускаемой продукции полностью соответствует мировым стандартам.
В июне 2023 года на заводе была запущена в эксплуатацию новая бетоносмесительная установка, что позволяет увеличить выпуск качественной продукции.
В настоящее время завод предоставляет собой динамично развивающееся современное предприятие со сбалансированной инфраструктурой и необходимыми вспомогательными подразделениями. Производственная мощность предприятия позволяет выпускать 910 тысяч условных шпал в год. Общая численность персонала на сегодня составляет 440 человек.
Всё внимание людям
– Насколько большое внимание на заводе уделяют социальной политике?
– Права наших сотрудников при необходимости отстаивает профсоюзная организация. Но если честно, люди редко заглядывают в профком с проблемами, поскольку работодатель в большинстве случаев опережает их желания. А нашему социальному пакету можно только позавидовать. Не случайно мы принимали участие в ежегодном областном конкурсе «Коллективный договор – основа защиты социально-трудовых прав работников», по итогам которого на протяжении последних лет завод становится победителем среди предприятий численностью до 500 человек.
Ежегодно проводится индексация заработной платы сотрудников. Ежемесячно осуществляется перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд от фактических заработков работников. Организовано бесплатное медицинское обеспечение: все работники имеют дополнительный медицинский полис, позволяющий оплачивать дорогостоящие медицинские обследования и лечение, а также на заводе функционирует медпункт.
Организован отдых и оздоровление детей сотрудников, в том числе на базах загородных оздоровительных лагерей. Наши сотрудники могут посещать концерты, театры. Мы также обеспечиваем развитие и финансовую поддержку массовой физической культуры и спорта на заводе – проводим спартакиады, организуем посещение бассейна, спортивных и тренажёрных залов. Арендованы площадки для занятия футболом и хоккеем.
Кроме того, коллектив завода участвует в городском конкурсе «Коллектив года» (номинация «Промышленность»), активно принимает участие в общественной жизни города и посёлка Фёдоровка, в 2012 году занесён на доску почёта администрации Советского района Челябинска. Работники завода награждены почётными грамотами администрации Советского района.
Каждый человек в коллективе знает, что его успешный труд будет замечен и отмечен как морально, так и материально. А молодые сотрудники уверены, что всегда могут рассчитывать на поддержку старших коллег и повысить свой профессиональный уровень.
Тысячелетние династии
– Как решаете кадровый вопрос на предприятии?
– Современное предприятие не может существовать без квалифицированных кадров. В связи с этим особое внимание мы уделяем повышению профессионального уровня работников. Системный подход приносит требуемые результаты.
Для повышения эффективности работы и трудовой мотивации среди работников завода ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», где отмечаются личные достижения работников по основным специальностям. По итогам проведения соревнований работникам завода присваивается звание «Лучший по профессии» с вручением диплома и денежной премии каждому победителю конкурса. Ежегодно проводятся соревнования между бригадами за звание «Лучшая бригада». Лучшим бригадам цехов вручается кубок и денежная премия.
На мой взгляд, о стабильности любой компании можно судить по количеству трудовых династий. В настоящее время на заводе работает несколько трудовых династий. Общий трудовой стаж нескольких династий уже более 250 лет. Только довольные своим положением родители приведут на предприятие своих детей. Это ли не показатель нашей стабильности и надёжности!
– Учитывая историю предприятия, наверняка оказываете помощь ветеранам?
– Безусловно. Всего на заводе 199 неработающих пенсионеров. Уделено повышенное внимание труженикам тыла. Ко Дню Победы им выплачивается материальная помощь. Неработающим пенсионерам выплачивается материальная помощь через благотворительный фонд «Почёт» и через негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», а также они ежегодно поощряются ко Дню железнодорожника. Организовано медицинское обслуживание неработающих пенсионеров завода, имеющих стаж работы не менее 15 лет в АО «БЭТ», ОАО «РЖД», в организациях железнодорожного транспорта. Нуждающиеся неработающие пенсионеры и сотрудники завода обеспечиваются бытовым топливом.
Хочу отметить, что 65-летний юбилей – это не только очередная дата, это очередной исторический этап для завода, повод подвести итоги проделанной работы и поставить перед собой новые долгосрочные задачи.