На автозаводе «УРАЛ» завершен обязательный комплекс испытаний арктического автопоезда с функциональным модулем. В 2024 году запланирована подготовка производства к серийному изготовлению таких транспортных средств.
Арктический автопоезд создан для работы в районах со слабо развитой дорожной сетью в условиях низких температур (до минус 50 градусов). Такой транспорт сможет проехать по снежной целине и преодолеть водные преграды глубиной до 1,3 м. Автопоезд может использоваться для создания передвижных медицинских или учебных комплексов. Также его можно использовать для монтажа и обеспечения подвижности специального оборудования предприятий.
Автопоезд состоит из седельного тягача с колесной формулой 6х6 и полуприцепа. Особенность полуприцепа заключается в том, что активный привод мощностью 72 кВт подключается при необходимости для преодоления сложных участков местности, повышая тяговые свойства автопоезда. Питается он от собственной дизель-генераторной установки мощностью 100 кВт, размещенной в заднем (технологическом) модуле полуприцепа. Наличие столь мощной энергоустановки, намного превышающей возможности штатного генератора тягача, позволяет не только обеспечивать потребности функционального модуля, но и при необходимости выполнять роль мини-электростанции для питания внешнего оборудования (например, осветительных установок, при работе на местах чрезвычайных ситуаций).
Установленная на тягаче электрическая лебедка с тяговым усилием до 8 тонн предназначена для самовытаскивания тягача. Основной и дополнительный топливный баки обеспечивают запас хода не менее 500 км. Все топливные системы оснащены нагревательными элементами и рукавами для исключения парафинизации топлива в условиях низких температур, а в агрегатах применены масла и смазки для соответствующего температурного диапазона.
Оперение тягача и полуприцепа позволяет, при необходимости, за счет смещения или демонтажа элементов и замены колес и шин двигаться по дорогам общего пользования с соблюдением дорожных габаритов по ширине и высоте.
Автопоезд является результатом проекта, который реализуется на основании соглашения с Министерством науки и высшего образования РФ. Транспорт разработан совместно с ведущими техническими вузами России – ЮУрГУ и МГТУ им. Баумана. Следующими этапами в реализации проекта станут дополнительный комплекс испытаний, подготовка к сертификации и к серийному выпуску.