В этом году в Челябинске появились тросовые ограждения. В первых числах июня – 1450 метров по улице Цинковой, в октябре – по улице Бр.Кашириных, в ноябре – на Университетской набережной.
После этого горожане разделились на два лагеря: одним установленные столбики категорически не нравятся, другие уверены, что они необходимы для большей безопасности дорожного движения.
«Челябинска тюремный вид…»
Собственно говоря, народный бунт против «серых заборов» поднялся с лёгкой руки урбанистов, твердящих, что лишние ограждения делают Челябинск похожим на тюрьму. Лев Владов заявил, что с началом «озаборивания» главных улиц в спальном районе в городе окончательно установилась «эстетика трассы через концлагерь».
«На каком основании по городу ставится тросовое ограждение, - вопрошает он в своём Телеграм-канале. – На Университетской набережной ширина полос позволяет сделать зелёный разделитель с деревьями или кустарником».
В другом Телеграм-канале PRO.Город74 прозвучал явный ответ урбанисту:
«Сажать кусты на разделительной полосе не всегда можно. На протяжении всей Университетской набережной идут ливнёвка и водовод, долбить асфальт вглубь там можно только на 30 см. Чтобы не повредить защитные футляры труб, можно только сверлить, а потом обязательно прочно цементировать отверстие. Почва зимой на Урале промерзает до одного метра в глубину. Растения изначально будут обречены на гибель. Кроме того, ни один зелёный куст не способен стать помехой для смертельного ДТП».
Жизни спасать или глаз радовать?
Действительно, свою эффективность в плане спасения жизней тросы уже доказали.
В минувшую субботу в Челябинске на пересечении улиц Марченко и 1-й пятилетки произошло ДТП. Столкнулись «Рено Логан» и «Тойота Ланд Крузер», после удара одна из машин снесла ограждение и вылетела на тротуар, где находились люди. В результате – шестеро пострадавших. Трое из них – женщины, что торговали на тротуаре. У всех сильные ушибы ног, грудных клеток, у одной из них – закрытый перелом ребра. Если бы не было ограждения, полиции пришлось бы оформлять трупы.
«Летом 2010 года около главного корпуса ЧелГУ по ул.Бр. Кашириных на участке между улицами Ворошилова и 40 лет Победы произошла страшная авария – на высоких скоростях лоб в лоб столкнулись две легковушки, - вспоминает начальник УГИБДД Челябинска Алексей Горшков. - От удара один из автомобилей фактически разорвало пополам, второй – перевернуло. В машине нарушителя – два трупа (водитель и пассажир), в машине потерпевших – три. Погиб глава семейства, который вёл машину, его жена и старшая дочь 13 лет. Младшая выжила, вылетев через лобовое стекло. Её, трёхлетнюю инспектор ДПС сам нёс на руках до машины «скорой». Два года на этом же месте погиб мотоциклист. Широкие дороги – это всегда очаг повышенной аварийности. Тросовое ограждение – реальная возможность снизить аварийность и количество смертей».
Придумано наверху
Что касается оснований, то они, что называется, «спущены сверху». Сам начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников заявил, что разделение транспортных потоков ограждениями, «канализирование» передвижения пешеходов и транспортных средств повлияет на снижение уровня смертности на российских дорогах. В октябре правительство РФ утвердило план мероприятий по оснащению четырёхполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения. Согласно документу, в IV квартале 2020 года встречные направления движения на 20% четырёхполосных автодорог должны быть разделены (в 2021 году работа продолжится).
Известно, что тросовое ограждение скоро появится и на других улицах областного центра.
Как удалось выяснить корреспонденту «АиФ-Челябинск» в АО «СМЭУ», тросовые ограждения ставят, потому что они дешевле. Стоимость одного погонного метра барьерного ограждения составляет около 6 755 руб., а стоимость одного погонного метра тросового ограждения – 3 960 руб. Заменить испорченный сегмент барьерного ограждения после ДТП тоже дороже, чем поставить пару новых столбиков. Что до красоты, то, в конце концов, функция у тросового ограждения иная – не глаз радовать, а жизни спасать.
Казалось бы всё решено, но есть ещё один нюанс – грязь и снег, которые накапливаются вдоль разделителей. Убирать её не так уж просто.
«Да, обслуживать дороги с такими разделителями сложнее, - подтвердили в пресс-службе компании «Строймеханизация» - крупнейшего подрядчика по содержанию челябинских дорог. - Специально для обслуживания участков дорог с тросовыми разделителями пришлось сформировать бригаду из восьми человек и двух единиц техники (грейдер и погрузчик). Но это не потребовало привлечения дополнительного бюджетного финансирования, новые сотрудники наняты за счет внутренних резервов компании».