2023-й на Южном Урале, как и по всей стране, объявлен Годом педагога и наставника. Его символом стал воздушный змей, а девиз –«В движении».
Знаменательно, что открытие года состоялось в Центре исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. Этот вид транспорта и олицетворяет собой непрерывное движение и прогресс, а для нашего региона в своё время сыграл решающую роль.
В церемонии принял участие губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Поездка на виртуальном поезде
В центр пригласили школьников, педагогов и наставников, которые достигли высоких результатов в учёбе и профессии.
«Роль наставника для каждого из нас определяющая: на всех этапах жизненного пути требуется поддержка того, кто поделится опытом, знаниями, поможет освоить новые компетенции, – обратился к участникам церемонии Алексей Текслер. – Каждый человек является наставником. Родители – для детей, педагоги – для воспитанников, старшие дети – для младших, опытные мастера – для начинающих. Этот год определён Годом педагога и наставника, но каждый год для каждого из нас должен быть таким. Поздравляю всех с открытием Года педагога и наставника! В добрый путь».
Для всех гостей организовали необычную поездку на виртуальном поезде. Это было путешествие по истории педагогики. Были специальные остановки, на которых «пассажиров» встречали педагоги и наставники, которые рассказывали об особенностях своей профессии. Ведь педагоги работают не только в школе, но и в детском саду, в сфере дополнительного и профессионального образования, в вузе.
В постоянном движении
Можно было ознакомиться и с площадкой нового молодёжного «Движения первых» и профсоюзной организации. Движение направлено на организацию досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, а также на профессиональную ориентацию детей.
Принимают в движение с шести лет, а участниками могут быть несовершеннолетние, обучающиеся по программам начального общего, основного общего, среднего профессионального и высшего образования.
Работает организация по 12 направлениям, среди которых «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость», «Созидательный труд», «Крепкая семья» и другие.
Вместе с ребятами совершил виртуальную поездку и глава региона, он посетил все остановки и пообщался с детьми, педагогами.
«На Южно-Уральской железной дороге мы видели, как работает система наставничества на практике, – поделился впечатлениями Алексей Текслер. – Я с удовольствием послушал детей, которые с детства ориентированы на работу на железной дороге. Это даёт свои результаты: наша Южно-Уральская железная дорога является одной из лучших в системе РЖД».
Так как логотипом Года педагога и наставника стал воздушный змей, его собрали вместе с педагогами сами ребята.
«Мы передаём символ года – воздушного змея нашим юным лидерам как эстафетную палочку движения к новым свершениям, победам, – обратился к детям губернатор. – Дерзайте, учитесь, преодолевайте трудности. Они, конечно, будут, но всегда интересно их преодолевать, потому что вы становитесь лучше, вы движетесь вперёд».
В целом Год педагога и наставника объединит различными мероприятиями, проектами и акциями 120 тысяч сотрудников сферы образования и более 800 тысяч учащихся области.
Как работает «Профессионалитет»
На днях Алексей Текслер посетил Челябинский механико-технологический техникум. Символично, что визит состоялся накануне другой даты, связанной с системой образования, – Дня российского студенчества.
В техникуме в прошлом году по федеральному проекту «Профессионалитет» открыли новые мастерские в отрасли машиностроения. Глава региона оценил уровень оснащения этих и других мастерских, узнал, чем живут сегодняшние студенты.
«Челябинский механико-технологический техникум – наше базовое учреждение в сфере среднего профессионального образования, которое готовит специалистов по самым востребованным специальностям, – пояснил Алексей Текслер. – Мы сейчас очень активно работаем, помогаем нашим промышленным предприятиям удовлетворить определённый кадровый голод, потому что много заказов, в том числе в сфере оборонно-промышленного комплекса. Я смотрел недавно перечень тех профессий, которые сегодня наиболее востребованы. Это ровно те профессии, на которые готовят здесь, в этом техникуме».
Глава региона добавил, что в следующем году количество мест в техникуме, включая бюджетные, увеличится. Это отвечает потребностям рынка занятости, поможет как промышленности, так и самим молодым специалистам.
Большие возможности в этом плане представляет «Профессионалитет» – федеральной проект социально-экономического развития, который предусматривает создание кластеров. Речь идёт об образовательно-производственных центрах для интеграции колледжей и предприятий реального сектора экономики.
По словам губернатора, в области благодаря «Профессионалитету» на базе учреждений среднего профессионального образования удалось открыть не менее восьми кластеров по самым востребованным направлениям: машиностроение, строительство, атомная промышленность, металлургия, электроника и ИТ.
То, что проект действительно оказался полезным и оказывает реальную помощь, показало и общение главы региона со студентами.
«Я с ребятами общался. Все выпускники трудоустроены, а студенты планируют продолжить свою работу после окончания учёбы на предприятиях, где проходят практику в рамках программы «Профессионалитет», – сказал Алексей Текслер. – Причём обучение у них строится, особенно на последних курсах, так: 50% – практика и 50% – учёба».
По мнению главы региона, современная система профессионального образования – яркий пример наставничества, когда школьники проходят профориентационную практику в формате дополнительного образования на базе колледжей и техникумов, что позволяет практически одновременно с поступлением выбрать место будущей работы.
«Эту систему надо донастраивать таким образом, чтобы покрыть все потребности, которые сегодня есть в рабочих специальностях на наших предприятиях, – убеждён Алексей Текслер. – Будем над этим активно работать. Ну и, как я сказал, без наставников никуда, и мастера – одни из самых главных людей, которые передают этот опыт молодым людям».
Это интересно
Один из примеров успешной работы педагогов и наставников в Челябинской области – такие проекты, как «Курчатов-центр». Наш регион стал лидером по количеству проектов, одобренных образовательным центром «Сириус». В результате 350 южноуральских школьников стали участниками всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето» и сейчас под руководством опытных наставников решают серьёзные научно-исследовательские задачи.
Среди проектов есть довольно необычные. Например, ребята вместе с наставниками из числа сотрудников Южно-Уральского государственного аграрного университета клонируют картофель, оптимизируют процесс выращивания грибов с помощью отходов промышленного производства, изучают влияние гуматов (соли, которые образуются в почве в результате разложения клетчатки растений) на газонные травы.
Другие школьники извлекают белковый гидролизат из молочной сыворотки и изучают, где его можно использовать – от пищевой промышленности до изготовления косметики.
«Это сегодня очень перспективное направление в мировой науке, – говорит руководитель проекта, доцент кафедры ЮУрГУ «Пищевые и биотехнологии» кандидат сельскохозяйственных наук Оксана Зинина. – Сейчас почти весь белковый гидролизат на рынке зарубежный, поэтому наша задача – предложить вариант, который может заменить импортную продукцию».
Кроме того, работа идёт и над созданием различных аппаратов. Так, ребята трудятся над шагающим беспилотным механизмом, снаряжённым GPS, камерой, тепловизором и ультразвуком.