Ветераны, много лет отработавшие на предприятии, увидели, как изменились родные цеха, какие технологии используют нынешние автозаводцы, поделиться мнениями и опытом. А еще это была прекрасная возможность обменяться впечатлениями, обнять бывших коллег, пожать руку тем, для кого когда-то были наставниками. А самым главным событием стала их встреча с генеральным директором предприятия. Четко, откровенно, по существу — Павел Яковлев ответил на все вопросы, рассказал об уже проведенной модернизации производства и о дальнейших целях и перспективах.
Основные точки необычного экскурсионного маршрута — участок «чашка-цапфа» и новый Сборочный корпус. Каждый производственный объект ветераны оценили с точки зрения технических возможностей, безопасности, эргономики и системы организации производственных процессов
Не просто гости — часть семьи
На автозаводе всегда подчеркивают: ветераны — неотъемлемая часть большой заводской семьи, их опыт и преданность делу — бесценны. Завод — это не просто технологии, это, прежде всего, люди и их преемственность. И это мероприятие стало лишним тому подтверждением. Прошлое и настоящее встретились, чтобы вместе посмотреть в уверенное будущее.
Генеральный директор завода Павел Яковлев уделяет большое внимание поддержке ветеранского движения и регулярно встречается с его активом, чтобы рассказать, чем живет сегодня предприятие, как оно меняется и отвечает на вызовы времени. Этот раз не стал исключением.
Павел Яковлев: - Вопросов у ветеранов много, и это говорит о том, что, даже находясь на заслуженном отдыхе, они по-прежнему любят завод и радуются его достижениям. Это люди не со стороны, это те, кто собственными руками создавал «Уралы» и знают каждую деталь, все нюансы техпроцесса. Каждый вопрос – предметный, содержательный, со знанием дела.
Невероятное впечатление на ветеранов произвел новый Сборочный корпус. Что-то о нем уже слышали, но многое. Павел Александрович рассказывает, что сегодня здесь продолжается этап пусконаладки. Однако многие показатели уже радуют. Например, благодаря высокотехнологичному оборудованию удалось в несколько раз ускорить процесс сварки. Производство оснащено четырьмя роботизированными сварочными комплексами, которые позволяют оптимизировать сварочный процесс и задействовать персонал для других задач, тем самым увеличивая мощность производства.
Причем если сами роботизированные комплексы иностранного производства, то программное обеспечение, на котором они работают, — уже отечественное.
В новом Сборочном корпусе применяется только умный инструмент, задача оператора — лишь довести его до места и позиционировать. Контроллер инструмента сам знает, какое винтовое соединение и с каким усилием закрутить. Впоследствии весь технологический процесс будет оцифрован. Это значит, что помимо сборки кабины и автомобиля вживую, параллельно будет создаваться ее цифровой двойник изделия, где отразятся все технические манипуляции: когда, каким оператором, каким образом были выполнены операции, с каким моментом затянуты болтовые соединения, откуда и какая деталь поставлена. Также автоматически заносится информация по всем номерным агрегатам — двигатель, кабина, мосты и прочее.
Приобретая автомобиль, потребитель получит и его цифровой паспорт. Это серьезное конкурентное преимущество. Когда систему доработают и апробируют в новом Сборочном корпусе, ее будут тиражировать на весь завод. Кстати, Автомобильный завод «УРАЛ» — единственный производитель большегрузов в России, где идет разработка автомобильной техники на отечественном ПО — это система управления жизненным циклом изделия. Эта работа ведется с 2019 года. Например, с 1 августа разработка технологических процессов будет осуществляться в системе T FLEX PDM. Все рабочие места в этом цехе компьютеризированы, поэтому сменные задания, закрытие нарядов по времени, по материалам все проходит в электронной системе, бумага полностью исключена.
Технологии будущего
Еще один производственный объект, который посетили ветераны — участок «чашка-цапфа». Он находится в агрегатном цехе, уже пущен в эксплуатацию и работает, причем полностью в автоматизированном режиме: от мехобработки до сборки финального изделия. Персонал задействован лишь при смене инструмента и постановке задачи ПО.
Впереди — не менее амбициозные задачи. Одна из них — запустить к 2027 году новый литейный цех по производству чугуна мощностью 45 тыс тонн с возможностью увеличения. Уже демонтированы старые цеха, подготовлена площадка.

Инвестиции — в кадры и город
Промышленность и образование создают будущее Миасса. И это не просто красивые слова. Уровень подготовки специалистов должен соответствовать сложности современного оборудования. К слову, высшее образование требуется далеко не всегда. Главное — желание развиваться.
Миасский машиностроительный колледж, например, активно участвует в федеральной программе «Профессионалитет», за последние три года учреждение кардинально обновило свою материально-техническую базу. Благодаря совместному финансированию предприятия и государства, в колледж было закуплено современное оборудование на сумму 240 миллионов рублей. Теперь студенты обучаются на реальных станках с ЧПУ, что позволяет выпускать квалифицированных специалистов, готовых к работе сразу после окончания учебы.
Аналогичный успешный опыт сложился и со Златоустовским техникумом технологий и экономики, где сегодня одна из лучших баз по подготовке сварщиков в регионе. Учащиеся, проходящие трехгодичное обучение по программе «Профессионалитет», приходят сюда на практику и часто остаются здесь работать.
Однако подготовка кадров — лишь одна сторона медали. Остро стоит вопрос обеспечения учебных заведений педагогическими кадрами, особенно по таким дисциплинам, как физика и математика. Только в подшефных школах одного из крупных предприятий вакансии по этим предметам достигают 80%. В ответ на эту проблему со следующего года стартует специальная программа поддержки учителей. Предприятие готово принять в ней участие.
В этом — здравый экономический расчет. Нам нужен рост населения Миасса, чтобы ни автозавод, ни другие компании не испытывали дефицита в трудовых ресурсах. Но эти ресурсы должны быть высокообразованными. Современное производство — это «умный» инструмент, требующий грамотного умного оператора.
Для привлечения и удержания людей в городе необходимы совместные усилия бизнеса, городской администрации и области. Уже есть положительная динамика: по статистике, в прошлом году отток населения из Миасса прекратился.
Не образованием единым, но и качеством жизни. Значительный вклад в улучшение городской среды вносят и промышленные предприятия, которые объединились в Союз промышленных предприятий «За развитие Миасса». Совокупно на них работают больше трети трудоспособного населения города.
Эффективное взаимодействие промышленников Миасса, федерального центра, губернатора, правительства региона и городских властей дают ощутимый результат. Миасс преображается, создаются комфортные условия для работы, развития и отдыха. Территория становится привлекательной для жизни и инвестиций.
— На «УРАЛе» всегда уделяют большое внимание ветеранам, стараясь интегрировать их в заводскую жизнь. И профсоюзная организация этому активно способствует. Эта экскурсия показала, насколько старшее поколение автозаводцев любит родное производство, интересуется жизнью коллектива, техническими новациями... Очень важным моментом стала их встреча с генеральным директором Павлом Александровичем Яковлевым. Это было открытое и теплое общение, которое дорогого стоит. О впечатлениях можно говорить много, но ветераны были солидарны, сказав, что во время экскурсии у них произошла встреча с будущим, и автозавод — это действительно то предприятие, работой на котором можно гордиться, — отметил председатель профкома АЗ «УРАЛ» Валерий Болотов.