В начале 2022 года Златоустовский машиностроительный завод (входит в госкорпорацию «Роскосмос») возглавил Антон Малофеев, ранее занимавший должность заместителя генерального директора по экономике и финансам. Новый руководитель рассказал о текущей работе предприятия, планах на будущее, о себе и своей семье.
Главная задача – получение прибыли
– Антон Павлович, совсем недавно вы возглавили предприятие. До этого руководили финансовой и экономической деятельностью предприятия, от которой в большой степени зависит положение дел на предприятии. Как оцениваете собственную работу в прежней должности?
– В данном вопросе необходимо разделить собственное понимание себя на предприятии и работы. Если приходишь со стороны на определённую должность в сложившийся коллектив и систему, то вливание происходит непросто, многое зависит от взаимодействия внутри коллектива. Самое главное, что за пять лет моей работы на заводе коллектив экономического блока сохранён, но при этом переформатирован. Через два года после вступления в должность было принято решение, что экономическая служба должна стать лидером и драйвером изменений. На мой взгляд, 2021 год показал, что это действительно так. Да, мы находимся в начале пути, но это происходит. Изменение процессных и проектных подходов на предприятии происходит отсюда.
– Каковы ваши ключевые задачи на посту руководителя АО «Златмаш»?
– Первая – это исполнение государственного оборонного заказа, а вторая – получение прибыли.
– Выпуск какой продукции сейчас является главным направлением работы предприятия и какая доля приходится на гособоронзаказ?
– Выделять главное направление на нашем предприятии – это не совсем правильно. Завод создавался как оборонное предприятие и сейчас в полной мере выполняет данную задачу, поэтому говорить, что главное – это ГОЗ, избыточно. За 2021 год его доля составила 45%, в 2020-м – 51%, но по объёмам выручки ГОЗ практически не изменился. Это говорит о том, что объём гражданской продукции увеличивается. Мы работаем на диверсификацию, и гражданская продукция должна зарабатывать прибыль для предприятия.
Да, 2021 год был непростой для гражданской продукции. В первую очередь это связано с ростом цен на металл для плиты в начале года. Мы действительно смогли это пройти и нивелировать. За 12 месяцев 2021 года было реализовано около 700 тысяч электрических и газовых плит. Наиболее популярной моделью была признана «Злата-114Т» (97 856 штук), наибольший прирост по реализации показала модель «Мечта-112 Т» (96%). Особо отметим, что 45% рынка настольных плит среди российских производителей занимает продукция нашего предприятия. В перспективе – вхождение в программу «Реновация жилья» для комплектации новостроек в Москве и Московской области.
Если говорить о профиле, то он показывает максимальный рост по всем параметрам. Объём продукции за год увеличился в два раза, благодаря чему объём денежных поступлений вырос в три раза. Алюминиевый профиль стал самой рентабельной продукцией на предприятии. За 12 месяцев реализовано более 1 467 тонн готовых изделий, а также 268 657 секций радиатора «Термал».
Говоря об оружии, нельзя не отметить, что разработана новая модель ПП «КЕДР-Para». В 2022 году пройдут государственные испытания и постановка его на вооружение. В дальнейшем это будет выход на серийное производство.
О выходе на международный рынок
– С 2010 года предприятие изготавливает опорно-поворотные устройства (ОПУ) для телескопов. Какие перспективы развития у данного направления работы?
– Мы их продолжаем изготавливать как для Министерства обороны, так и для госкорпорации «Роскосмос». Качество продукции очень высокое. В прошлом году мы заключили два контракта на изготовление четырёх ОПУ: два в 2022 году, два в 2023-м. Совсем скоро наши специалисты уезжают в ЮАР на монтаж двух ранее созданных нами изделий.
– Сегодня есть ли выход на зарубежный рынок и каковы планы руководства предприятия по его освоению?
– Плита реализуется как на внутреннем, так и на международном рынках через дилерскую сеть – в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, а в прошлом году поставки начались и в Узбекистан.
В отношении профиля можно сказать, что в 2022 году мы будем развивать бизнес-связи с Белоруссией в рамках союзного государства, а также со странами Европы. Уже прошла поставка продукции, конечными потребителями которой являются заказчики из Чехии (в планах – поставка продукции конечным потребителям в Германии).
– С момента внедрения «бережливого производства» предприятие кардинально изменилось в лучшую сторону. Расскажите о дальнейших планах работы в этом направлении.
– В рамках участия предприятия в национальном проекте уже прошло пять проектов на нашем предприятии. Первый мы делали совместно с экспертами ФЦК, а затем создали собственный проектный офис. Это было необходимо, потому что каждый должен заниматься своей работой. Благодаря работе проектного офиса мы видим, что надо менять на предприятии. Сегодня у нас готов план организационно-процессной трансформации гражданской продукции, по которому мы в течение двух лет будем работать в четырёх направлениях: персонал, оборудование, материалы и планирование.
Кадры решают всё
– АО «Златмаш» очень серьёзно подходит к подготовке кадров, сотрудничает с профильными вузами и колледжами, организует практику студентов на производстве – как говорится, «затачивает» молодых специалистов на работу в определённой сфере. По вашему мнению, так ли необходима специальная подготовка будущих сотрудников-машиностроителей?
– Конкуренция на рынке увеличивается, и кадровый голод ощущается всё сильнее. Поэтому нам необходимо принимать на работу сотрудников, подготовленных к тем условиям, в которых они будут работать. Предприятие стареет, как и вся отрасль в целом. И в целях привлечения, закрепления молодых работников на предприятии мы постоянно проводим работу, направленную на развитие и повышение уровня профессиональных компетенций (оценка уровня развития управленческих компетенций по технологии ассессмент-центра, подготовка и развитие кадрового резерва на руководящие должности), а также их материальное стимулирование. Отмечу также, что коллективный договор выполняется полностью, и это является одним из приоритетных направлений в нашей работе. Возвращаясь к теме ассессмент-центра, необходимо провести его для руководящего состава всего гражданского направления предприятия. Считаю, что нам необходимо менять подходы к обучению персонала. Если человек хочет обучаться, он будет это делать, если не хочет, то найдёт тысячи причин, чтобы не сделать шаг навстречу изменениям.
– Златмаш – единственное предприятие в городе, в структуре которого есть социальные объекты. Почему для предприятия это так важно?
– Это показывает отношение предприятия к своим сотрудникам, жителям и гостям города. Во Дворце Победы и в физкультурно-оздоровительном центре АО «Златмаш» работают талантливые и профессиональные тренеры и педагоги, которые всегда рады видеть своих воспитанников. Если честно, то я не могу объективно оценивать ДК «Победа», поскольку моя семья крепко связана с ним. Моя дочь сначала занималась в цирковой студии «Радуга», а затем в ансамбле народного танца «Аюшка», а супруга танцует в хобби-классе ансамбля бального танца «Градива». Отказаться от репетиции для неё – это отдельная история! И я с большим удовольствием хожу на концерты. Для себя большое внимание уделяю спорту – лыжам, горным лыжам и очень рад, что заводчане также выступают за здоровый образ жизни. Не зря же на предприятии создана система компенсаций стоимости за посещение социальных объектов предприятия.
– Быть руководителем – наука, не иначе. Что вам помогает профессионально расти, постоянно двигаться дальше?
– Нужно всегда учиться чему-то новому, быть в тренде, слышать и слушать людей, которые тебя окружают, и быть с ними честным.
– И в заключение расскажите о планах предприятия.
– Работы в 2022 году будет много, правильнее сказать – очень много, и мы должны её выполнить. Но для этого надо меняться. Как сказал известный американский учёный-экономист Эдвард Деминг: «Вы можете не изменяться. Выживание не является обязанностью». Если нет развития, то будет стагнация и ничего хорошего не выйдет. Главное, чтобы люди любили свой завод!