Примерное время чтения: 7 минут
76

Модернизация продолжается

Надежное энергоснабжение - важное условие бесперебойной работы
Надежное энергоснабжение - важное условие бесперебойной работы АО «Транснефть – Урал»

В АО «Транснефть – Урал» быстрыми темпами обновляют производственные мощности

Десятки производственных объектов АО «Транснефть – Урал» – станции, которые транспортируют нефть и нефтепродукты – расположены в нескольких регионах России. Одни находятся рядом с крупными городами, другие рядом с селами, которые и на карте-то найдешь не сразу. Здания под аккуратными синими крышами, резервуарные парки, ровные, как по линейке, коммуникации: есть станции небольшие, а есть и огромные, занимающие площадь в десятки гектаров. Но даже самая крупная из них – лишь верхушка айсберга. Потому что большая часть производственных мощностей предприятия находится под землей: восемь тысяч километров магистральных трубопроводов густой сетью покрывают территорию Башкирии, тянутся в Челябинскую, Курганскую, Самарскую области, Оренбуржье и Пермский край, и даже в Северный Казахстан.

Надежность – высокая

Вся эта огромная система существует и развивается уже семь с половиной десятилетий. Героические времена «великих строек» уже позади, и главная задача, которая сегодня стоит перед коллективом «Транснефть – Урал» – обеспечить надежную транспортировку нефти и нефтепродуктов, при этом планомерно модернизируя огромную сложную инфраструктуру, поднимая ее на новый технический уровень.

«Большая часть трубопроводов, которые мы обслуживаем, уже имеют немалый возраст. Хороший пример – трубопровод «Туймазы – Уфа». Он построен в 1947 году, и с него началась история нашего предприятия. Эта магистраль, которой уже три четверти века, по-прежнему исправно работает, – отмечает генеральный директор «Транснефть – Урал» Роман Ковалев. – Потому что 75 лет – это, так сказать, возраст паспортный. А за время существования трубопровода его линейная часть заменена практически полностью. Такие же работы ведутся и на других трубопроводах – каждый год мы реконструируем десятки километров трубы, меняем целые участки: планом на 2022 год, например, предусмотрена замена 76 километров. Так обеспечивается высокая надежность работы даже магистралей зрелого возраста».

Конечно, на предприятии прекрасно знают, какой именно участок нужно реконструировать в первую очередь: замена идет по плану. И конечно, для составления такого плана нужно средство, которое позволит знать состояние трубы в текущий момент, даст возможность в буквальном смысле заглянуть внутрь ее стенок. Такое средство у нефтепроводчиков есть.

Новые магистральные насосы имеют увеличенный срок эксплуатации
Новые магистральные насосы имеют увеличенный срок эксплуатации Фото: АО «Транснефть – Урал»

Всевидящее око

Дефектоскопы – это приборы, которые, двигаясь непосредственно в потоке нефти или нефтепродукта внутри трубы, позволяют тщательно изучить состояние ее стенок. Еще три десятка лет назад, когда внутритрубная диагностика только начиналась, для ее проведения использовалось импортное оборудование. Сегодня – только отечественное: дефектоскопы разрабатываются, производятся и эксплуатируются АО «Транснефть – Диаскан», дочерним обществом компании «Транснефть». Одни модели проводят диагностику с помощью ультразвука, другие определяют утечку магнитного потока, есть и такие, которые сочетают сразу несколько методов исследования. Они способны обнаружить практически любое отклонение от нормы, которое в перспективе могло бы угрожать состоянию трубопровода – но прежде, чем это случится, участок заменят. В нынешнем году в «Транснефть – Урал» намерены подвергнуть диагностике около 5,8 тысяч км трубопроводов. В прошлом году с помощью дефектоскопов было обследовано 6,5 тысяч км.

Впрочем, эти «всевидящие» приборы – лишь малая часть того современного оборудования и новейших технологий, которые сегодня находятся на службе нефтепроводчиков.

В реальном времени

Современный трубопровод – это нечто гораздо более сложное, чем просто проложенная под землей труба. Чтобы нефть или нефтепродукт вовремя поступили потребителям, необходима четкая и слаженная работа чуткой электроники, быстродействующей автоматики, надежной механики – естественно, под управлением высококвалифицированных специалистов. Благодаря современным системам диспетчерского управления, работа всех трубопроводов, которые обслуживает «Транснефть – Урал», контролируется из единого центра в Уфе.

«Здесь, в диспетчерском управлении, очень хорошо видно, какие изменения произошли в нашей отрасли, особенно в последние годы, – говорит Александр Багров, заместитель генерального директора АО «Транснефть – Урал» по товарно-транспортным операциям. – Не так уж много времени прошло с тех пор, как в распоряжении диспетчера был только телефон да диспетчерский лист. Сейчас на нашем предприятии внедрена Единая система диспетчерского управления. Значительно выросли и надежность работы трубопроводов, и скорость реакции на любые события, которые могут произойти на станциях и на трассе. А значит, выросла и эффективность».

В диспетчерской
В диспетчерской Фото: АО «Транснефть – Урал»

На больших экранах диспетчеры в реальном времени видят, как работают все трубопроводы в целом, и каждый участок в отдельности. Открыть или закрыть задвижку на нефтепроводе в Челябинской области? Запустить насос на перекачивающей станции близ Кургана? Посмотреть, как идет заполнение нефтью резервуара на станции в Башкирии? Это и многое другое можно сделать всего лишь несколькими щелчками компьютерной мыши прямо отсюда, из уфимской диспетчерской.

Высокие технологии

Конечно, чтобы такие возможности из мечтаний воплотились в реальность, нужно было сделать очень многое. Например, оснастить задвижки на трассах трубопроводов системами телемеханики – оборудовать каждую электроприводом, подключить к энергоснабжению, обеспечить передачу управляющего сигнала, чтобы отдать команду на открытие или закрытие можно было из пункта управления, находящегося в сотнях километров. В нынешнем году, например, будут введены в работу системы телемеханизации на 120-километровом участке продуктопровода Салават – Уфа.

Почти невозможно представить работу нефтепроводной отрасли без систем автоматизации технологического процесса. Эти системы на объектах «Транснефть – Урал» активно модернизируются: на смену релейной автоматике приходят современные системы на базе микропроцессоров. Автоматика снимает показания с приборов, следит за работой насосов, регулирует частоту оборотов электродвигателей… Каждая система – это новейшая управляющая аппаратура, сотни датчиков и контрольных приборов, десятки километров кабельных линий. Результатом их внедрения становится рост надежности и эффективности работы, повышенная точность измерений, высочайший уровень информационной безопасности. Темпы обновления высокие: в прошлом году в «Транснефть – Урал» заменили системы автоматики шести насосных станций, в этом году планируется ввести в эксплуатацию еще четыре. Кроме того, идет автоматизация систем пожаротушения, регулирования давления.

*  *  *

«Лучшее», «новое», «современное» – оценивая ход модернизации в «Транснефть – Урал», без этих прилагательных не обойтись. Комплексное, продуманное обновление производства открывает перед предприятием новые перспективы.

Новости компаний

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах