Примерное время чтения: 8 минут
732

Маленький трактор для больших дел. Техника из Еманжелинска поехала по свету

Найти подходящую технику для личного подсобного хозяйства – задача не из лёгких. Фермерам приходится покупать дорогие тракторы и оборудование итальянского, немецкого, корейского, белорусского производства, платить серьёзные суммы за доставку.

Тратятся на зарубежное

«Сегодня на наших виноградниках используются только белорусские тракторы разного класса, - констатировал факт главный агроном ОАО «Фанагория-Юг» Николай Мороз. - 90% машин, агрегатируемых с тракторами, импортные, и в России их не производят. У нас производят только прицепы общего назначения, прицепы для транспортировки винограда на переработку, рыхлители почвы (плуги чизельные). С одной стороны, современная российская техника не уступает по качеству и ремонтопригодности импортной, но с другой, сравнивать-то особо нечего».

В парке одного из крупнейших виноградарских предприятий России, агрофирмы «Южная», находится около 450 единиц современной техники. Выбору техники руководство уделяет огромное внимание, всё покупают за рубежом, аргументируя тем, что только импортная техника отвечает всем требованиям как промышленного виноградарства, так и точечного земледелия с передовым подходом к сохранению и уборке урожая. Трактора на предприятие везут из Германии и Белоруссии, комбайны - из Голландии, культиваторы - из Испании, плуги - из Франции.

«Восьмидесятые годы прошлого века были расцветом отечественного сельхозмашиностроения, - вспоминает замдиректора по инновационной и внедренческой деятельности ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор Захид Годжаев. - Тогда мы практически полностью обеспечивали себя нужной техникой. Но с девяностых годов нарастает доля импорта из Германии, США, Китая, Южной Кореи, Японии, Италии. Если считать импортом и белорусскую технику, то доля его на нашем рынке составляет более 70%. И с каждым годом эта цифра растёт. Оно и понятно: у нас производство тракторов резко упало. Мы потеряли Волгоградский, Липецкий и другие тракторные заводы, Челябинский тракторный завод практически перестал выпускать машины для сельского хозяйства. Осталось всего-ничего – 2-3 завода. Не стало легендарного НАТИ (научно-исследовательский тракторный институт – прим. ред.), который занимался проблемами тракторостроения. Мы столкнулись не только с дефицитом финансовых средств, но и опытных профессионалов - создателей современной техники. Поэтому стало так трудно организовать разработку  и производство инновационных, высококачественных, наукоёмких образцов. Существует разрыв между потребностью и наличием  машино-тракторного парка в стране. Качество и технический уровень современных машин на рынке непрерывно растет, зато по цене наша техника практически поравнялись с импортной. Чтобы вернуть былое величие отечественного машиностроения, а стране - статус крупной аграрной державы, нужны время и поддержка производителей. Не будет инженеров - машиностроения не будет. Не будет производства – науке неоткуда будет черпать идеи. Эту диалектическую взаимосвязь нельзя нарушать. Надо возрождать науку отечественного сельхозмашиностроения!»

Есть хорошая новость: технику для виноградников и яблоневых садов теперь можно купить в Челябинской области. Более того, они уже вовсю трудятся в садах Придонья, Крыма, Краснодара, поставляется в страны Европы и Азии.

Выбираем комплектацию

«Наша техника интересна и крупным фермерам, и владельцам небольших хозяйств, поскольку она произведена в России, - говорит директор ООО «Трактор» Владимир Андрющенко. – Самая недорогая модель стоит порядка 350 тыс. рублей, самая дорогая – не больше 800 тыс. Стоимость импортных тракторов переваливает за миллион рублей».

Фото: Еманжелинский завод минитракторов

Само собой, цена агрегата зависит от комплектации. Завод производит пять моделей тракторов. У такой техники две основные характеристики – масса и тяговый класс. Масса моделей, которые выпускаются здесь, колеблется от 960 кг, а тяговые способности достигают 1,2 тыс. кг! Учитывая, что сам трактор достаточно лёгкий, он не оказывает высокого давления на грунт, не портит корневую систему.

«По заказу наших покупателей мы можем поменять колеса – поставить сдвоенные шины или увеличить ширину шин в пределах допустимого, - говорит Владимир Андрющенко. – Сами тракторы узкие и невысокие. Средняя ширина 1,2 м позволяет комфортно проходить в междурядье виноградников и яблонь, между кронами деревьев, можно работать в стеснённых условиях в садах и огородах. Еще одно преимущество – низкая скорость. Наш трактор передвигается со скоростью от 1,5 км/ч, за это время он успевает обработать деревья и кусты, которые проезжает, с помощью специальных приспособлений».

Приспособлений – множество: для вспахивания земли и культивации почвы, для опрыскивания растений, для ухода, для сбора урожая и его транспортировки. Много и иного спецорудия. А недавно по просьбе садоводов и крупных фермерских хозяйств на предприятии начали производить кабины для тракторов. Раньше трактор был оборудован только сидением, водитель садился за руль, но никакого навеса над ним не было.

За кабину можно не переплачивать

«Конечно, если человек возделывает свой приусадебный участок, то кабина ему по большому счёту не нужна: он не обязан выполнять какие-то нормы, поэтому не работает под дождём или палящим солнцем, - рассуждает Владимир Андрющенко. – В таких случаях переплачивать за кабину смысла нет. Но в больших садах Кубани и Крыма используется наёмный труд, работники целые дни проводят под открытым небом. Им где-то надо пережидать дождь, где-то оставлять одежду, еду, которую они берут с собой, чтобы перекусить во время рабочей смены. Для всего этого нужно полноценное рабочее место – кабина. Спрос сформировался и дал о себе знать, а мы всегда стараемся оперативно реагировать и удовлетворять потребности клиентов. Поэтому и начали производство кабин».

Первые два трактора уже приобрели для работ в садах Краснодарского края, ещё один – в Оренбургской области. Кабина соответствует всем требованиям российского ГОСТа и имеет три запасных выхода, то есть все окна открываются, что позволяет обеспечивать вентиляцию воздуха. По желанию заказчика на предприятии могут оборудовать кабину и кондиционером, однако таких заказов пока не было.

Стоит отметить, что в этом году повышена и мощность тракторов, которые выпускает предприятие: было 20 лошадиных сил – стало 25. И это тоже оперативная реакция на требования покупателей к товару.

По шесть тракторов в день

Сегодня завод выпускает порядка 760 тракторов в год, по шесть в день. Готовы делать больше, но, увы, пока нет такой необходимости. В этом году в Минпромторге РФ состоялось большое совещание с отечественными машиностроителями. Директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Мария Ёлкина обратила внимание на тот факт, что российская техника мало используется на сельских угодьях страны. Фермеры покупают дорогую импортную технику, а в конечном итоге это бьёт по карману людей, поскольку растёт цена на российские яблоки, груши, виноград и другую местную продукцию. Выход прост: снизить ценники на наших прилавках можно, приобретая именно российскую технику. Что немаловажно, Мария Ёлкина также предложила увеличить финансирование программы поддержки приобретения аграриями российской сельхозтехники минимум до 5 млрд рублей.

Однако это предложение ещё не реализовано и никаких программ поддержки производителей на федеральном уровне до сих пор не существует, решение вопросов передано на региональные уровни. ООО «Трактор» сегодня ведёт переговоры с АО «Росагролизинг» по поводу включения своей техники в программу льготного лизинга. Чтобы фермеры могли обратиться в «Росагролизинг» и взять сельхозтехнику в кредит по сниженной процентной ставке.

«На октябрьской выставке «Золотая осень» в Москве мы действительно договорились о сотрудничестве с Владимиром Андрющенко, - подтвердил руководитель департамента по работе с поставщиками АО «РосАгроЛизинг» Алексей Нистратов. – Сейчас ООО «Трактор» готовит пакет необходимых документов, что мы могли аккредитовать предприятие и включить его в перечень поставщиков, которые могут поставлять технику клиентам. Условия лизинга для всех одинаковые, удорожание от 3%. Сейчас идёт акция «Раннее бронирование», в её рамках клиент может взять технику без всякого аванса и получает отсрочку платежа по основному долгу до сентября 2022 года. Это очень выгодно. Кроме того, в лизинговой программе уже учтён НДС: если брать обычный кредит, то налог в него не входит».

«У нас есть дилеры в Краснодарском крае, в Крыму и в Ростовской области, - подчеркнул Владимир Андрющенко, - На указанных территориях мы осуществляем сервисную поддержку, обсуждаем более дешевую доставку нашей техники».

Новости компаний

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах