Президент РФ поставил перед отраслью ЖКХ задачу модернизировать коммунальную инфраструктуру, на это выделены триллионы рублей. К 2030 году по всей стране должны быть отремонтированы или заменены старые коммунальные сети, а также построены новые объекты водоснабжения и теплоснабжения.
Насколько задача выполнима для Челябинска? Об этом корреспондент chel.aif.ru поговорил с доцентом кафедры прикладной экономики ЧелГУ Ильёй Даниловым.
Пора перестраивать?
Наталья Зверева, chel.aif.ru: – На ваш взгляд, что сегодня представляет собой жилой фонд Челябинска и Челябинской области?
Илья Данилов: – Жилой фонд Челябинска и Челябинской области – это структурно, архитектурно и инфраструктурно вещи очень разношерстные. В Челябинске два тренда – это панельная застройка всего и вся, а также точечная застройка индивидуальными частными домовладениями. То есть у нас четкое соответствие экономике города – есть абсолютное большинство эконом-сегмента и небольшие вкрапления интересных решений для категории клиентов «средний плюс» (Алое Поле, Грани, Башни Свободы, дома на Лесопарковой и т. д.), которые разбавляются загородными поселками с таунхаусами и просто красивыми домами.
А вот за пределами Челябинска – как таковых трендов нет. Там строит каждый как и что может в зависимости от развитости города, а также экономических возможностей жителей. По оценке риелтеров в Челябинске – почти 6,5 тысяч домов. По статистике у нас 98% из них исправных и 2% аварийных. По официальным данным, к первой категории отнесется не более 95%, к аварийным – более 3%, а оставшиеся 2% будут относятся к категории необследованных.
– Понятно, что жилфонд Челябинска достаточно изношен. Как мы выглядим в этом плане по сравнению с другими городами?
– По моим наблюдениям Челябинск идейно отстает от Екатеринбурга примерно на 5-10 лет, то есть идеей непанельной застройки, а обдуманного проектного строительства там озадачились еще в период, когда у нас цвели пышным цветом и революционно гремели своей новизной такие проекты как «Парковый» и прочие аналогичные, по сути, представляющие собой огромные экономчеловейники с недоразвитой инфраструктурой, которую до настоящего времени пытаются довести до ума (хотя нужно было сначала этим озадачиться, а потом людей заселять).
Также как и идеей точечного перестроения старого жилого фонда в новые интересные проекты, сохраняющие дух, образ, формат, но обновленные снаружи и изнутри – там это началось уже давно и имеет достаточно позитивную историю, которую можно и нужно повторить в Челябинске.
Не нужно забывать, что несмотря на транспортную «близость» Челябинска и Екатеринбурга – они очень отдалены друг от друга экономически. Тем не менее, когда мы сравниваемся с Екатеринбургом – мы как раз смотрим на самые лучшие примеры. Если же брать остальных представителей (крупных) УрФО – то тут уже наоборот – разница в разы в пользу Челябинска, достаточно съездить в Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут и понимаешь, что за последние годы наш родной город очень похорошел, что особенно заметно после «застойной» эпохи его «посерения» и деградации в период 2014-2019 годов.
– Какие риски имеет отживший своё жилфонд?
– Риски, которые относятся к строительным и инфраструктурным всегда относятся к самой тяжелой, с точки зрения получаемого в случае наступления негативных событий ущерба. Единственное, что в настоящее время происходит – это то, что в советские времена всю инфраструктуру строили с большим запасом прочности, которым мы имеем счастье пользоваться до сих пор.
Судя по результатам одного из первых аппаратных совещаний главы города Челябинска в 2025 году – больше половины челябинской коммунальной инфраструктуры – преодолело сорокалетний срок, в рамках которого она должна была быть полностью заменена. Другими словами – более половины инфраструктуры города полностью изношена.

Работает цифровизация?
– На каком этапе сегодня находится цифровизация ЖКХ в области, по вашему мнению?
– Сейчас цифровизация, в основном затронула верхний пласт в виде приложений о деятельности управляющих компаний и автоматизации процесса голосования – как правило именно об этой группе проектов говорят, когда отчитываются. Но на самом деле – цифровизация должна совершенно иначе работать. Например, у нас классическая проблема – отопление включают только после томительного ожидания и возгласов «замерзаем», а отключают после аналогичного ожидания и криков «задыхаемся», причем все это время негатив идет за счет этих самых «ожидающих», то есть – сплошной негатив. А почему нельзя в конце концов сделать так, чтоб включение и отключение, а в идеале регулирование отопления производилось автоматически в зависимости от температуры на улице с учетом особенностей конкретного дома (возраста, материала, архитектуры и прочих индивидуальных факторов дома, не говоря уже об индивидуальных предпочтениях его жильцов).
Сколько денег можно сэкономить если датчик автоматически перекроет воду при аварии? А еще лучше – предотвратит ее, показав, где она случится в ближайшей перспективе? Поэтому если говорить о качественных параметрах цифровизации ЖКХ, то в Челябинске она «неглубокая». Если сравнивать с Екатеринбургом – она ниже, если с Уренгоем или Нижним Тагилом – выше.
Всё неплохо, жить можно?
– Какие бы реформы в строительстве вы произвели, если бы это было в вашей воле?
– Я не строитель и не специалист по инфраструктуре, поэтому могу только подсказать, как экономически и управленчески структурировать данный процесс. Если вы хотите вылечиться от тяжелой болезни и самолечение не помогает – нужно пройти неприятную процедуру анализов. И делать это нужно прямо сейчас, чтобы понять реальное состояние дел. Установить – где какая нагрузка есть, как она изменится в перспективе (так как все продолжает застраиваться), насколько целесообразны те разрешения на строительство, которые выданы, но еще не начались и т.д.
При этом главное – заказчиком нельзя ставить город, а исполнителем – зависимые организации, иначе «политкорректность» сыграет стандартную роль «буфера» плохого состояния. То есть немного скорректируем здесь, «чтоб не шокировать», немного здесь… В итоге получим опять «все достаточно неплохо, жить можно». Нужны независимые аналитики.
– По сути, нужен бизнес-план ремонта, модернизации, реновации, цифровизации и создания новой инфраструктуры Челябинска?
– Да, и это будет первый в истории России подобный бизнес-план! План, в соответствии с которым будет понятно – когда, что, где, как и за сколько будет обновляться и создаваться. Поверьте, если мы сейчас начнем делать такой план и первыми предоставим его на региональном и федеральном уровнях, то те самые триллионы, которые упомянуты Президентом, максимально приблизятся именно к Челябинску. Ведь нужно обеспечить прозрачность и эффективность получения и расходования этих средств. Чтоб не получилось как с капремонтом – один негатив и «черный ящик» – платим все, а тратят на проекты, против которых выступают даже сами жители домов, которые попадают под капремонт.
Нужно задействовать инструменты, которые раньше были недооценены, – государственно - частное партнёрство, концессия, целевое финансирование, социально-ориентированный бизнес и прочее. Нужно прекращать практику перекладывания всех затрат на население, потому что получается «вершки» уходят в виде прибыли, а «корешки» в виде растущих чеков на оплату – приходят на электронные и общедомовые почтовые ящики. Как бы то ни было, как и в любой стрессовой ситуации – нужно последовательно пройти все стадии… тогда придет принятие и после этого решение проблемы.