«У нас под окнами трава не скошена!», «У нас в подъезде давно не мыли!», «А у нас во дворе качели скрипят!»... Подобными письмами завалена почта любой управляющей организации. Но тех денег, которые обычно есть в распоряжении, на решение подобных проблем давно не хватает.
Рынок сам себя не отрегулирует
Сегодня в любой управляющей компании упор делается на главное — латание крыш и бесконечный ремонт то и дело выходящих из строя инженерных систем. Почему? Ответ прост: собственники платят не столько, сколько требуется для полноценного ухода за их домом, а столько, сколько готовы платить по договору с УК. То есть плата за содержание и обслуживание устанавливается не по потребности дома как инженерного сооружения со своим циклом эксплуатации, а по психологической и экономической готовности собственников тратить средства на содержание дома.
«В этом году жилищному законодательству исполнилось 20 лет. В 2005 году это было что-то вроде школьной тетради на 24 страницы, сейчас это уже тяжёлый том на 300 листов, — говорит председатель Ассоциации «НП СРО „Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала“», генеральный директор УК «Ремжилзаказчик Центрального района» Владимир Кудряшов. — Идёт время, что-то меняется — любой закон требует внесения изменений. В Жилищном кодексе за эти годы случилось немало корректировок, но главное так и не было заложено: оказанная жилищная услуга должна быть оплачена. Взять, к примеру, подачу тепла, воды, электроэнергии — предоставление этих коммунальных услуг регулирует государственный тарифный орган. Почему-то в плане предоставления жилищных услуг государство пошло по другому пути, понадеявшись, что рынок сам отрегулирует, что и сколько будет стоить. Но рынка не получилось, и до сих пор нет четкого понимания у людей, какой должна быть оплата услуг по управлению и содержанию жилого фонда.
В 2019 году Научно-исследовательский центр муниципальной экономики (г. Москва), по заказу администрации г. Челябинска, выполнил расчет экономически обоснованного размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Расчет был сделан дифференцированно, по категориям домов. Размер платы в среднем составлял от 40 до 50 рублей за 1 кв.м. Вместе с тем городские власти на 2019 год приняли тариф чуть больше 18 рублей за 1 кв. метр. На 2024 год тариф составлял чуть больше 28 рублей. С 1 июля 2024 года он повысился всего на 5,5%.
При этом в связи с принятием 71-ФЗ от 18.03.2023 г. увеличились расходы на обслуживание внутридомового газового оборудования на 2,9%, с учетом поправок в налоговом законодательстве с 01.01.2025 г. был введен обязательный налог НДС в размере 5%, увеличились страховые взносы на 4,4%, и официальная инфляция составила 11,1%.
Итого получается, что реальные расходы для управляющих организаций на управление и содержание общего имущества в МКД возросли минимум на 23,4%, при повышении тарифа всего на 5,5%, что привело к снижению реальных финансовых возможностей для проведения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД на 17,9%.
«Здесь нужно учитывать, какие инфляционные изменения произошли с 2019 года, как изменились требования к содержанию домов, как подорожали все материалы и увеличился МРОТ, — прокомментировала и. о. исполнительного директора, первый заместитель директора федеральной Ассоциации предприятий сферы ЖКХ „Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет“ Ольга Сердюк. — За последние 2-3 года произошло существенное подорожание всех материалов, используемых для обслуживания и ремонта МКД, дорожают ГСМ и стоимость работ по обслуживанию и подготовке к отопительному сезону жилищного фонда. Например, снегоуборочная техника за последние два года подорожала в два раза. Так, в 2021 году работа трактора без НДС стоила 1 700 руб. в час, а в 2024 году уже 3 500 руб. В 2025 году управляющим компаниям стало сложнее работать из-за роста налоговой нагрузки, многие подрядчики вынуждены переходить с упрощенной системы налогообложения на НДС. Это тоже неизбежно сказывается на стоимости их услуг. Сейчас реальная стоимость экономически обоснованного тарифа более 60 рублей за 1 кв. метр».
Главный ресурс — люди
Главным ресурсом, приводящим в действие сложный механизм отрасли ЖКХ, являются люди. На сотрудников сферы ЖКХ возложена важная социальная функция: обеспечивать собственникам комфортные и безопасные условия проживания в МКД. От их труда зависит эффективное функционирование объектов ЖКХ и качество оказываемых услуг.
Учитывая, что работа по обслуживанию общего имущества в МКД зачастую связана с объектами повышенной опасности, такими как лифты, газовое оборудование, тепловые пункты, важно, чтобы специалисты управляющей организации обладали высоким уровнем ответственности, квалификации и тщательности в работе.
При этом зарплаты сотрудников предприятий ЖКХ ниже, чем среднемесячная заработная плата по стране. По данным Росстата в сентябре 2024 года средняя зарплата в Челябинске составляла 68 923 руб., а средняя зарплата работников в жилищном хозяйстве — 26 188 руб. Стоит ли говорить о том, что такой дисбаланс ведет к дискриминации отрасли и утечке квалифицированных кадров?
Так, за последние годы в отрасли наблюдается массовый отток кадров, это приводит к острому дефициту персонала, особенно квалифицированных кадров, в свою очередь, это создает угрозу безопасности объектов жизнеобеспечения.
Говорить и договариваться
На прошлой неделе в Челябинске по инициативе Ассоциации СРО Управляющих компаний прошел семинар для управляющих организаций, на котором московский фонд «Институт экономики города» в соответствии со Стратегией развития ЖКХ презентовал стандарты управления и содержания многоквартирных домов (МКД).
«Стандарты разработаны в качестве условных методических рекомендаций и могут быть полноценными учебниками как для УК, так и для собственников, которые хотят разобраться в том, как должен обслуживаться дом и сколько нужно денег для того, чтобы его сохранять и улучшать, — рассказала представитель фонда Ирина Генцлер. — С презентацией Стандартов мы планируем объехать 20 городов России. Челябинск — четвёртый город на нашем пути, мы уже выступили в Ярославле, Ижевске и Улан-Удэ. Главный вопрос, встающий ребром на каждой встрече, — неадекватный размер платы, на который соглашаются собственники, но на который невозможно обеспечить надлежащее содержание дома, текущий ремонт. С одной стороны, люди совершенно спокойно покупают товары и услуги, которые им нужны, но, как только дело касается оплаты жилищных услуг — сплошное непонимание и сопротивление!
Единственный выход
Генеральный директор УК «Ремжилзаказчик Центрального района» Владимир Кудряшов, подводя итог, обращает внимание на то, что "Единственный способ сохранить качество услуг на достойном уровне — это принять экономически обоснов 1c4 анную плату. Необходимо пересмотреть тарифную политику для достижения оптимального баланса между интересами собственников и управляющих компаний. В противном случае крах отрасли неминуем.