В начале года в почтовых ящиках и у дверей подъездов нескольких домов в Курчатовском районе Челябинска появились объявления, призывающие сменить управляющие компании. В объявлениях содержались ничем не подтвержденные обвинения в адрес управляющих организаций, в чьём ведении находятся дома. По странному совпадению в те же дни, когда появились объявления, по подъездам стали ходить молодые люди, которые представлялись сотрудниками Пенсионного фонда и узнавали персональные данные.
«Это просто неправда!»
Дом №52 по улице Солнечная обслуживает управляющая компания «ПЖРЭУ Курчатовского района». Её анонимный автор объявлений обвинил в том, что в работе компании нет прозрачности, поэтому, мол, надо поменять обслуживающую организацию.
«Это неправда! – возмущается секретарь совета дома Татьяна Попова. – Мы довольны работой УК. У нас регулярно проводят текущий ремонт, в подъездах чисто. Во дворе часто работает трактор, убирает территорию. Все наши просьбы удовлетворяют. Попросили установить «лежачего полицейского», чтобы машины не гоняли - сделали. Попросили слив – сделали. Так что менять УК наши жильцы не хотят».
Такие же объявления появились на домах, которые обслуживает и управляющая компания «Дружба». Интересно, что по одному из телефонов, указанному в листовках, отвечает Денис Гнеушев (представляется руководителем УК «Малахит»). В своё время он был председателем регионального отделения профсоюза «Содружество», деятельность которого судом Челябинской области была признана незаконной и запрещена. «Содружество» запомнилось участием в силовых попытках захвата предприятий, передела рынка похоронных услуг, скандалах вокруг нескольких санаториев, «маршрутными войнами».
ГЖИ лицензию не выдавал
Чем больше подробностей мы узнавали об этой ситуации, тем больше всплывало подозрительных деталей. Самое примечательное - ООО «Малахит» не получало лицензию от Государственной жилищной инспекции Челябинской области, то есть собственникам домов в Курчатовском районе предлагала свои услуги компания, не имеющая права на обслуживание жилого фонда. Кроме того, согласно официальным данным Госжилинспекции региона, на начало февраля в управлении ООО «Аквамарин» находится 13 многоквартирных домов (МКД), ООО «Хризолит» – 13 МКД, ООО «Аметист» – 8 МКД. Всего получается 34 дома. Однако владельцы этих фирм, убеждая собственников жилья перейти к ним на обслуживание, оперируют совершенно другими данными. Они утверждают, что у них на обслуживании находится свыше ста домов. Но не вводит ли это в заблуждение потенциальных клиентов? Вопросы вызывает и тот момент, что ни одна из управляющих компаний, распространивших провокационные листовки, не раскрывает на своих сайтах стандарты информации, предусмотренные законом для управляющих организаций. Официальных сайтов у УК «Хризолит», «Малахит», «Аметист» и «Аквамарин» нет.
Мы решили проверить, довольны ли жильцы обслуживанием этих компаний. Вот что нам рассказали в доме №17 по улице Дзержинского, который обслуживает «Хризолит».
«Более всего нас возмущает, что многие важные решения принимают без ведома жильцов, - рассказывает старшая по дому Валентина Пивненко. – К примеру, сняли с дома тепловой счётчик - говорят, уже не годится, нужно покупать новый. Хотя мы подняли документы и узнали, что счётчик может работать до 2022 года! А нас заставляют установить новый, причём если сначала речь шла о сумме в 160 тысяч рублей, то потом уже о 250 тысячах. В другой раз мы конкретно попросили представителей своей управляющей компании – без нас не отправляться на переговоры в компанию-поставщика тепла. Нам это пообещали, а потом мы узнали, что встреча состоялась без нас. Есть и другие претензии. Так, нам сказали, что уже три раза проходил ремонт кровли, но мы ремонта этого не видели, не слышали! На собрании мы потребовали предъявить нам акт выполненных работ. Никакого акта нам так и не показали»
Как видим, жильцам следует быть особенно внимательными, чтобы не поддаться на уговоры и провокации и не оказаться на балансе у сомнительных управляющих компаний, став пострадавшей стороной. По мнению специалистов, более всего следует опасаться тех бизнесменов, которые пришли на рынок ЖКХ, что называется, за быстрыми деньгами, а долговременное и качественное обслуживание домов в их планы не входит. Нередко обещают снизить тариф, но это снижение только временное. Обычно находят людей, которые недовольны обслуживанием и предлагают им денежное вознаграждение за распространение листовок или за то, чтобы взбаламутить остальных. Случаются и подтасовки документов – к примеру, при проведении заочного собрания собственников дату начала и дату окончания оставляют открытыми.
Всё это, конечно, не значит, что у собственников нет права выбора. Если вас не устраивает работа УК, конечно, можно её поменять, но прежде следует внимательно проверить всю информацию – например, обратиться в Госжилинспекцию за консультациями по телефону: 8-800-302-94-82.
Обратите внимание!
Полезные советы собственникам:
- С осторожностью подписывайте документы на улице, в подъезде, и даже в своей квартире. Не пускайте в квартиру незнакомых людей, кем бы они не представлялись. Попросите документы у инициатора собрания, оставьте лист для голосования у себя, внимательно изучите, позвоните знакомым и родственникам, разбирающимся в вопросе, посоветуйтесь с ними.
- Если вопрос, вынесенный на собрание, касается обслуживания дома или смены компании, позвоните в ЖЭК или управляющую компанию, уточните, поинтересуйтесь этим вопросом.
- Есть случаи, когда собственник, не вникая в содержание документа, подписал решение по голосованию, а потом узнал, что его ввели в заблуждение. Человек попросил инициатора свой бланк вернуть или предоставить возможность переголосовать. А ему решение не отдают. И еще угрожают физической расправой, насилием. В этих случаях нужно обращаться в полицию, в прокуратуру, в суд.
- Все жилищные предприятия Челябинска живут и работают по одним правилам, по одним законам и практически в одинаковых условиях. С каждым годом требования к жилищникам растут. Если вам - жителям дома - кто-то предлагает выбрать новую компанию по обслуживанию МКД, то ответьте сами себе на несколько вопросов. Будет ли новая компания лучше сегодняшней? Где у них паспортный стол? Есть ли у предприятия необходимая техника для обслуживания дома? Где находится ЖЭК? Посмотрите на офисное здание компании. Кто там работает? Поговорите с людьми. Задайте вопрос, есть у предприятия история или кроме арендованного стола и четырех стульев ничего нет.