Примерное время чтения: 6 минут
659

«Голос Приуралья» – энциклопедия городской жизни. Челябинск 110 лет назад

Сюжет ЧелябинскЪ
Стилизованная афишная тумба в архиве украшена объявлениями из газеты
Стилизованная афишная тумба в архиве украшена объявлениями из газеты "Голос Приуралья". / Инна Панкова / АиФ

«АиФ-Челябинск» совместно с Объединенным государственным архивом Челябинской области начинает медийный проект, посвященный 285-летию Челябинска.

Мы расскажем о том, как протекала повседневная жизнь города 110 лет назад – в 1911 году. А поможет нам в этом легендарная ежедневная челябинская газета «Голос Приуралья» (1906-1916).

Издание эпохи модерна

Появление телефонной связи, кинотеатров, автомобилей существенно ускорили сонную провинциальную жизнь. Железная дорога перезагрузила связи Челябинска с внешним миром, и это дало толчок бурному развитию городской экономики. Например, к началу 1910-х годов в относительно небольшом Челябинске работали полторы тысячи магазинов, лавок, мастерских – малых и средних предприятий, как сказали бы мы сейчас.

То, что сегодня представляется нам ветхой древностью, на самом деле является технологическим расцветом начала ХХ века. И в этом контексте «Голос Приуралья» был профессионально безупречным и абсолютно созвучным своему времени изданием эпохи модерна.

«Газета «Голос Приуралья» выпускалась ежедневно, она отражала всю жизнь Челябинска и Челябинского уезда. У нас есть архивные документы того времени – документы управы, Челябинской городской думы. Но они рассказывают о событиях с официальной точки зрения, официальным языком. И только в газете мы можем увидеть повседневную жизнь наших соотечественников в начале прошлого века», – рассказывает главный археограф ОГАЧО Галина Кибиткина.

Благодаря рекламе мы можем узнать о товарах, которые предлагались челябинцам, благодаря афише узнаем о культурной жизни и развлечениях, благодаря объявлениям – о текущей повседневной жизни во всем ее многообразии. Кроме того, обычно на второй-третьей полосе газеты публиковались корреспонденции, рассказывающие о событиях в Челябинске, России и за рубежом. Так что мировые новости тоже были доступны челябинским читателям.

«В газетных материалах не содержалось официоза, все они были написаны доступным языком, с расчетом на то, чтобы читателям было интересно. К тому же издание отличалось эффектным дизайном, было передовым и современным», – говорит Галина Кибиткина.

Фото: АиФ/ Инна Панкова

Свежая икра, семга малосольная

Итак, сегодня мы знакомимся с номером газеты «Голос Приуралья», вышедшем ровно 110 лет назад – 14 апреля 1911 года. Первая полоса, по сложившейся в то время традиции, полностью занята рекламой.

Магазин братьев Бокаревых убеждает покупателей, что «лучших конфект, шоколада и печенья вы не найдете во всем Челябинске». «Тонкий вкус фруктовой воды И. Фотеева приводит потребителей в восторг», в магазине Шакира Ахметова получены свежие «икра кетовая зернистая, семга малосольная, сладкие апельсины, всевозможные сорта яблоков». Думается, и нынешнему читателю при чтении этих строк тоже захотелось семги и яблоков.

Фото: АиФ/ Инна Панкова

Магазин Фоменко призывает готовиться к летнему сезону и пробрести готовое платье «по самым новейшим моделям. «Цены поставлены на ярлыках самые умеренные, открыто, без запроса», – уточняется в рекламном объявлении.

Здесь же объявления частных докторов, например: «Доктор Циммерман, собственный телефон № 202. Новейшие способы лечения венерических болезней».

Читаем объявление об открытии родильного приюта: «Плата за роды с бельем и содержанием 10 рублей в общей палате. Прием больных по женским болезням и акушерству во всякое время суток. Плата от 10 руб.»

Фото: АиФ/ Инна Панкова

«Просим почтеннейшую публику»

На второй полосе также размещено множество рекламной информации, что является прямым подтверждением активной экономической жизни. Например, магазин Ахунова объявляет «большую дешевую распродажу». И очень интеллигентно приглашает покупателей: «Покорнейше просим почтеннейшую публику лично убедиться как в дешевизне, так и в доброкачественности нашего товара».

Здесь же есть и киноафиша: «Электро-театр «Модерн», «Брак по принуждению», драма из венецианской жизни». Внизу объявления сообщается о приятном бонусе: «Дирекция «Модерна» для удобства публики поставила телефон № 258».

Одна из самых увлекательных колонок в газете – хроника с кратким рассказом о важных городских событиях:

«Мещанский сход. 24 апреля предполагается созвать мещан города Челябинска для проверки составленных городской думой призывных списков на 1911 год.

Открытие нового клуба. 11 апреля в час дня на открытии нового клуба в доме Колбина был отслужен молебен. Совершивший богослужение протоиерей пожелал новому обществу процветания. Пел хор соборных певчих под управлением г. Попова. Вечером в тот же день был семейный танцевальный вечер, привлекший многочисленную публику».

На третьей полосе – обширный отчет о текущих международных делах. На четвертой – подробное летнее расписание пассажирских поездов Управления Сибирской железной дороги. Из Челябинска можно было уехать в Москву и Санкт-Петербург, Томск, Красноярск, Иркутск, Новониколаевск (Новосибирск).

Из объявлений выделим то, где предлагаются услуги репетитора. «Преподаватель гимназии готовит во все высшие и средние учебные заведения, на аттестат зрелости». Интересно то, что 1/3 часть оплаты репетитор берет только после сдачи учеником экзамена. В остальном, видимо, система репетиторства не особо изменилась.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах