Примерное время чтения: 10 минут
502

Когда учиться и учить? Челябинские учителя и родители о длинных выходных

Учиться осталось в целом недели две - это текущая полная неделя и неделя после майских выходных.
Учиться осталось в целом недели две - это текущая полная неделя и неделя после майских выходных. Минпросвещения РФ

Новость о внезапных майских каникулах южноуральцы восприняли неоднозначно. Само собой, школьники вне себя от радости. У взрослых очередной простой в учёбе вызвал скепсис.

«Получается, что учиться осталось в целом недели две, текущая полная неделя и неделя после майских выходных, - констатирует факт учитель химии одной из школ Челябинской области Любовь Ершова. - С 21 мая начинаются последние звонки и основные государственные экзамены (ОГЭ) для девятиклассников. Следовательно, все остальные уйдут на последнюю неделю на дистант, потому что в школу их пускать не будут, к тому же большинство учителей будут заняты на экзаменах. В итоге плохие оценки не исправлены, программа не пройдена, хотя мы её всячески корректировали, чтобы успеть… Как после майских каникул собрать учеников, чтоб они включились в учебный процесс? Эти длинные выходные их полностью расслабят! А если по-честному, то учиться нынче в школе вообще некогда. В сентябре все вышли, в октябре начались всероссийские проверочные работы (ВПР). У седьмого класса ВПР идут больше месяца, дважды в неделю, их восемь по разным предметам. Потом - пробные ОГЭ и ЕГЭ у старшеклассников. Потом новый год, отмена занятий из-за морозов, где-то карантин, где-то учителя на больничных… Выходим – седьмые и девятые классы начинают защищать проекты, в других классах из-за этого опять же учителей снимают с уроков. Потом опять начинаются апрельские ВПР. И вот майские выходные. Когда учиться и учить?!.»

Нервотрёпка с ВПР

Сейчас в школах действительно продолжаются ВПР, подготовка к которым отняла много времени, а в некоторых семьях – и значительную часть бюджета на оплату услуг репетиторов.

«ВПР – это оценка работы учителя, а не оценка знаний детей! – заявила учитель географии одного из челябинских лицеев Анастасия Подшивалова. – Написали плохо – минус педагогу. Конечно, премии за это не лишат, штрафом не обложат, и вообще ничего учителю за это не будет. Результат ВПР никак не должен влиять на текущую успеваемость школьников, выставлять за неё оценки в журнал незаконно. Хотя в нашей школе оценки за ВПР выставляют в сетевой дневник, ещё и ругают детей, если они плохо написали. Получается, что мы не учебный материал проходим, а постоянно репетируем ВПР, и из урока в урок решаем только те задания, которые будут там, а новый материал проходить некогда».

«Если какой-то конкретный класс по конкретному предмету пишет ВПР исключительно плохо, то это повод для работы методиста с преподавателем, - объяснила директор школы №68 г.Челябинска Лилия Уторова. – Возможно, учителя отправят на курсы повышения квалификации, а рабочая программа этого класса обязательно будет изменена с учётом их уровня знаний по данному предмету. Как вариант добавят часов по предмету в следующем учебном году, чтоб исключить пробелы в знаниях».

Школы погрязли в отчётах

Что же случилось? Почему современная школа перестала давать элементарные знания детям, но при этом изобилует олимпиадами и проверочными работами самого разного уровня?

«Образовательный процесс сегодня стал формальным, учителя завалены отчётами, которые по сути никому не нужны, - признаётся Анастасия Подшивалова. - Учебных планов мало кто не придерживается, всегда всё можно списать на низкую успеваемость детей. Я сама учитель, и я вижу, что в современной школе знаний не дают. Нынче четыре года учатся в пединституте и выходят с квалификацией учителя, без узкой специализации. То есть такого выпускника могут поставить на любой предмет. А чему он научит детей? Я недавно проверяла, за что у дочери тройка за контрольную по биологии, дочь написала, что картофель – это клубень, а учитель исправила, что это ягода. Хочется надеяться, что она сделала это не по собственному незнанию. Задают сочинения, а писать их не учат. Во времена моего детства с нами минимум два урока учитель отрабатывал темы сочинения, какие слова и обороты можно употребить. А сейчас даже план не дают! Дети списывают сочинения с интернета, в лучшем случае им помогают родители. Дочь у меня не глупая, но после 9 класса я отдам ее на три года в колледж, потом пойдём в институт. Десятый и одиннадцатый класс в том виде, в котором они сегодня представлены в школах нынче, и нервотрепка с ЕГЭ  нам не нужны. Я не поддерживаю эту систему образования!»

Как-нибудь на троечку…

«На носу конец года, а класс, в котором учится мой сын, всё в начале учебника биологии, - возмущается мама челябинского пятиклассника Наталья Григорчик. - Сейчас проходят 20-й параграф про голосеменные и покрытосеменные. Оценок - кот наплакал. Одна тройка с последних каникул в дневнике. Что же выйдет за четверть. Успокаивает то, что вроде бы по одной оценке учителя не имеют права оценивать, их должно быть как минимум три. По английскому вообще одни двойки. Вот интересно, оставляют ли нынче в школах на второй год при низкой успеваемости?..»

Как выяснилось, оставляют, но только по заявлению родителя или законного представителя. По словам Лилии Уторовой, если стоит двойка хотя бы по одному предмету, то ребенок переводится в следующий класс с академической задолженностью. В течение календарного года ребенку дважды дается попытка ликвидировать эту задолженность. Учитель обычно идёт на встречу и всячески помогает подготовиться к новой попытке. Если у школьника дважды ничего не получилось, то родителю могут предложить психолого-педагогическую комиссию для ребёнка: возможно, он не может усвоить учебный материал в силу своих особенностей здоровья. Если со здоровьем всё-таки всё в порядке, то вариантов больше нет, кроме как оставить ребёнка в том же классе на повторное обучение.

«А мы ставим тройки даже самым глупым, - открыто говорит Любовь Ершова. - Раньше боролись за успеваемость класса: общая успеваемость повышала рейтинг школ, сегодня во многих школах даже нет рейтинга предметов. Учителям неважно, сколько у них хорошистов и отличников. Троечники все? Ну и ладно. Лишь бы дотянуть их до девятого класса, а там – с глаз долой, из сердца вон. И отличниками просто так делаем. Нам директор сказала: в соседней школе вон сколько отличников, а у нас – никого! Так мы просто всем перерисовали оценки, кто более-менее учился. Если вам надо чтоб ваш ребенок учился, вы его и учите».

Работаем на репетиторов?

Педагоги, практикующие репетиторство, отмечают: всё раньше и раньше многие родители, не надеясь на школу, начинают искать наставников для своих чад. Правда, всё же есть те, которые могут опомниться только за месяц, а то и за неделю, до экзаменов.

«Мы весь этот год провели словно на иголках, потому что до последнего не знали, как именно пройдут ОГЭ, - рассказала мама девятиклассницы из Челябинска Надежда Уварова. – Вообще должно быть два обязательных письменных экзамена по русскому языку и математике и два устных на выбор. Дочь выбрала обществознание и биологию. Наняли репетиторов. Но перед новым годом появилась информация о том, что экзамены по выбору отменят. Точной информации этому поводу нет до сих пор, но от услуг репетиторов мы уже отказались. 1200 за занятие у меня не лишние! Подрабатывающие студенты берут за 1 час занятий от 400 рублей, а педагоги со стажем берут за 45 минут 600 рублей, причём при условии, что ты покупаешь сразу два урока по 45 минут. Результаты ОГЭ влияют на средний балл аттестата, но влияют положительно. Например, если по математике выходит 4, а за ОГЭ ставят 5, то и в аттестат идёт 5. Если выходит за год 3, а ОГЭ сдаешь на 4, то в аттестат идёт 4. Но это в вуз поступают по результатам ЕГЭ, а аттестат там не нужен. С колледжами всё наоборот: здесь не нужны результаты ОГЭ, нужен аттестат. Выходит, и сами ОГЭ никому не нужен особо-то?! Однако мы вынуждены к ним и нервничать. У нас каждый день начинается ором по поводу школы и этим же каждый день и заканчивается. Мы совсем перестали быть подругами с дочерью, потеряли общий язык. Дочь открыто заявляет, что школу ненавидит. И если я её не заставлю, то за уроки она не сядет. Говорит, зачем решать самой, если можно списать с интернета. Так в последнее время я ору, пытаясь заставить её хотя бы найти нужное задание в интернете и списать, чтоб она не нахватала двоек. Так и живём. Не понимаю, как учились мы в своё время без интернета и без репетиторов!»

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Анна Распопова, учитель

Дистант, который был массово введён в школах России в самом начале пандемии коронавируса всех расслабил. Детей, конечно, в первую очередь. Многие дети сегодня даже двух слов связать не могут, не то, что грамотно ответить на вопрос. Конечно, большинству учёба в онлайн-режиме понравилась. Ещё бы: списать задание и отправить его учителю в сетевом дневнике или на электронку гораздо проще, чем отвечать на уроке у доски. Но онлайн и гаджеты – палка о двух концах. Раньше дети бегали на переменках, двигались, отвлекались, отдыхали. Сегодня на переменах они все с телефонами сидят. И ладно если ребенок может себя контролировать, некоторые после перемены с телефоном потом в урок-то включиться не могут. Некоторые прячут телефоны под партами и продолжают играть с ними или сидеть в соцсетях, в TikTok несмотря на урок, на учителя и свою низкую успеваемость.

ОФИЦИАЛЬНО

Елена Коузова, первый замминистра образования и науки Челябинской области

Найти себя в жизни может любой человек, любой ребёнок, независимо от того, отличник он или двоечник. Для этого у нас работает целая система выявления – школы искусств, спортивные студии, кванториумы, IT-клубы и прочие образовательные программы за стенами школ. Более 75% детей школьного и старшего дошкольного возраста посещают такие образовательные программы. 25% еще себя не нашли, для них наша система выявления ещё не сработала. Но это не страшно, со временем все себя находят. Не попали в одну воронку возможностей – будет другое сито. Важно, когда рядом с детьми вменяемые взрослые, которые готовы поддержать. Сначала дети занимаются там, куда их привели родители. Дальше думают сами. Большинство детей сегодня выбирают технологические науки, потому что мы живём в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. И это правильно, и основной акцент у нас на научно-технологическом образовании, потому что регион у нас промышленный. Мы должны иметь хороший кадровый резерв, это задача государственного масштаба. Чуть менее востребовано социально-педагогическое направление – это всё, что связано с лидерскими качествами, волонтерской деятельностью и в целом с коммуникациями. Меньше всего у нас занимаются краеведением. Ключевым моментом у всех является мотивация. Если есть мотивация, будет и воронка, и сито, и человек найдет себя. Отмечу, что выпускники школ Челябинской области демонстрируют высокие результаты и часто поступают в топовые вузы страны. Это значит, что готовим мы их хорошо.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах