В сентябре количество безработных в Челябинской области «перевалило» за отметку 117 тысяч и увеличилось втрое по сравнению с сентябрём прошлого года. Таких цифр не было даже в самых смелых прогнозах регионального управления по труду и занятости населения.
«На 1 октября 2020 в Уральском федеральном округе зарегистрировано 306 593 безработных граждан, - сообщается на официальном сайте ведомства. – Уровень регистрируемой безработицы составил 4,85%».
Больше, чем в Челябинской области безработных только в Свердловской области, там их уже почти 120 тысяч. Если говорить о территориях нашего региона, то хуже всего обстоят дела в Верхнем Уфалее, Нязепетровске, Кусе, Чебаркуле, Бредах, Аргаяше. При этом нельзя утверждать, что работы совсем нет. Области требуются сотни (!) футуровщиков-каменщиков (с зарплатой от 30 тыс.руб.), обработчиков птицы (от 17 тыс.руб.), овощеводов (от 15 тыс.руб.), арматурщиков и дорожных рабочих (от 14 тыс.руб.), а также десятки электрослесарей и токарей (зп от 20 тыс руб.), трубопроводчиков (от 25 тыс.руб.), слесарей (от 17 тыс.руб.) и прочих рабочих. Но почему-то одни граждане не торопятся устраиваться на подобные специальности, а другие не могут в силу юности лет и отсутствия опыта.
По разные стороны
Тем временем промсектор продолжает сетовать по поводу дефицита рабочих рук и утверждать, что промышленность и профтехобразование у нас существуют в разных плоскостях.
«Образовательные стандарты просто не успевают за новыми технологиями и стандартами качества, - делится мнением замдиректора по общим вопросам златоустовского техникума технологий и экономики Алексей Маслов. - Чтобы выпускник отвечал всем требованиям современного бизнеса, необходимо, чтоб этот самый бизнес участвовал в разработке образовательных программ, чтоб ребят обучали для работы на конкретных предприятиях. Мы приглашаем социальных партнёров в качестве наставников и экзаменаторов. Но в общем и целом, конечно, взаимодействие колледжей, техникумов и бизнеса сегодня очень слабое».
«Пока бизнес не придёт в наши учебные заведения, подготовка кадров в интересах экономики не будет полноценной! – заявил председатель Совета ветеранов профтехобразования Челябинской области Фёдор Клюев. – И выпускники, покидая стены училищ, не сразу будут находить себе работу. Это раньше мы только документы передавали из техникумов на предприятия, потому что ребята, ещё обучаясь, начинали параллельно работать. За время своего существования система профтехобразования дала путевку в жизнь миллионам человек, но в 90-е годы произошла смена собственников на базовых предприятиях и они скинули с себя заботу о профтехучилищах, да и само государство отказалось тогда от них».
С вузов переключились на техникумы
«Как раз сегодня связи с производственниками крепки как никогда! – не соглашается замминистра образования и науки Челябинской области Елена Зайко. – У нас есть очень интересные проекты, которые включают регстандарты кадрового обеспечения промышленного роста. У нас более 800 договоров с предприятиями, многие вкладываются в студентов и финансируют педагогов, чтобы те могли готовить специалистов именно под их нужды!»
По её словам, система профтехобразования региона демонстрирует серьёзные успехи, подтверждает это 9-е место в медальном зачёте чемпионата WorldSkills. Последние четыре года наблюдается серьезный спрос на среднее специальное образование, с вузов выпускники школ переключили своё внимание на колледжи. Причём среди этих выпускников многие закончили школы с хорошими результатами, то есть рассматривают профтехобразование не от безысходности, а с искренним интересом. Повысился и конкурс.
«И мы стимулируем бизнес к участию, - говорит Зайко. - Контрольные цифры приема распределяем только при условии, что предприятия предоставляет договоры о сотрудничестве, подтверждают готовность в будущем взять студентов на практику и трудоустроить их. Просто так, «в никуда» бюджетные места не распределяются. Процент трудоустройства выпускников – 67%, это серьёзный показатель. Среди крупнейших партнёров системы профтехобразования – ЧТПЗ, ММК, Конар, Маяк, Мечел и другие. Эти предприятия также вкладываются в материально-техническую базу наших колледжей».
В рамках госпрограммы на развитие профессионального образования область ежегодно получает около 3 млрд рублей, это средства на текущие расходы, зарплату педагогов, материально-техническую базу, повышение квалификации, проведение мероприятий и т.п.
«По сути грамотную кадровую политику в отношении выпускников с техническими специальностями ведут только ЧТПЗ и ММК, - уверен директор южно-уральского многопрофильного колледжа Александр Большаков. – Это раньше в стране была сильная программа подготовки трудовых резервов. Когда Сталин умер, Черчилль сказал про него, мол, принял страну сохой, а оставил с атомной бомбой. Я знаю, что на крупных металлургических предприятиях страны стоит острейший вопрос с кадрами. Если бы у нас применялась модель как в Евросоюзе, ситуация была бы иной. Там, когда предприятие готовится к выпуску новой продукции, оно вправе не платить часть налогов государству, а потратить эти средства на закупку учебного оборудования и обучение работников».
Для больших и малых предприятий
Конечно, работать с крупными предприятиями по целевому набору очень удобно и выгодно, но как быть с малыми предприятиями, которым рабочие руки тоже нужны?
«Решить кадровые вопросы с небольшими компаниями, с ИП можно благодаря объединениям, - поделился мнением директор златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова Виктор Сидоров. – Например, гравюра на стали – уникальное ремесленное производство, подготовить работников очень сложно, конкуренция жёсткая. И многие предприятия, занимающиеся художественным ремеслом, отказываются брать ребят на практику. Аргументируют так: «А зачем? Мы его обучим, а он уйдет потом работать к другому!» Решить вопрос в данном случае помогает Гильдия оружейников. Колледж входит в состав правления гильдии, мы знаем, какие компетенции нужны разным мастерским, кто-то занимается традиционной гравюрой на стали, кто-то – 3D-гравюрой, кто-то использует цветные краски. Мы выдаём им выпускников на практику штучно, и они уже готовят их для себя. Получается, что в других мастерских компетенция этого конкретного выпускника не будет востребована. Это индивидуальная траектория развития профессиональных компетенций. То же самое и с другими профессиональными объединениями - Союзом машиностроителей, Союзом строителей Сибири и Урала и др.».
«У нас нет крупных работодателей, все из числа малого и среднего предпринимательства, но когда необходимо, они всегда подставят плечо», - подтвердил директор «Южно-Уральский государственный технический колледж» Игорь Тубер.
За работников не держатся
«Сегодня действительно много говорят о том, что рабочих рук не хватает, мол, есть проблемы с техническими специалистами, но, на мой взгляд, предприятия сами не дорожат кадрами с золотыми руками, - рассуждает директор саткинского политехнического техникума им. А.К. Савина Антон Тренин. - Они должны бороться за выпускников, за рабочих. За последние 30 лет экономика глобально изменилась. Мой папа с 18 до 55 работал на «Магнезите», окончив саткинский техникум. Сегодня молодой человек даже со средним специальным образованием может спокойно уехать в другой город, регион, страну. Наша задача – удержать молодых специалистов».
«В последние годы у нас увеличился приём, в т.ч. на внебюджетной основе, - рассказала директор челябинского энергетического колледжа им. С.М. Кирова Вера Бородина. - Востребованы технические специальности, IT-направления. Неважно, на кого вы пойдёте учиться, - на токаря, сантехника или на металлурга, - сегодня оцифрованы все специальности, на каждой программе подготовки есть серьёзное цифровое дорогостоящее оборудование, и мы готовы обучать работать на нём. Мы готовим ребят по шестнадцати техническим специальностям, в ходе обучения они проходят практику на предприятиях. Те, кто хочет работать и понимает, что учиться чему-то новому нужно в течение всей жизни, тот не испытывает сложностей».
2 октября система профтехобразования страны отметила своё 80-летие. Многие профессии имеют свой особый день – день, который является профессиональным праздником, этот день позволяет подвести итоги, определить профессиональную значимость работы. День рождения системы профтехобразования можно считать едва ли не всеобщим праздником, поскольку она даёт людям не одну, а множество профессий и десятки возможностей успешного трудоустройства. Несмотря на сложные социально-экономические реалии, порождённые пандемией коронавируса, профтехобразование продолжает играть важнейшую, опорную роль в экономике страны и обеспечивать достойными кадрами предприятия региона.