В Челябинске и Челябинской области как никогда актуальны вопросы экологии, в частности состояние атмосферного воздуха и уровень его загрязнения. Казалось бы, источники определены и буквально названы вице-губернатором региона Сергеем Сушковым. Остаётся ещё вопрос, куда эти выбросы сдувает?
Штиль каждый третий день
«В отчётах ПО «Маяк» были собраны данные с 5-6 гидрометеостанций на территории области (в т.ч. Екатеринбурга) и проведён анализ розы ветров за последние десятилетия, - говорит эксперт Общественной палаты Челябинской области по вопросам экологии, председатель комиссии по радиационной безопасности региона Луиза Коржова.
- На полученной диаграмме видно, что преимущественно в Челябинске дуют ветры западного направления. Если брать наиболее частые направления в среднем по году, то это большей частью западные, далее юго-западные и юго-юго-западные ветры. Зимой у нас бывают южные ветры, которых летом нет».
С этим согласен челябинский эколог Александр Фролов. «Сейчас зима и зимой преобладают южные ветры. Это подтверждает декабрьская сводка по прогнозам в Челябинске, где всего 6 дней в месяце дули ветры неюжных направлений.
В это время года основным загрязнителем, я считаю, является Коркинский разрез, от выбросов которого задыхаются жители Ленинского района и Синеглазово. Есть глубокая убежденность, что как только по сути бесхозную сейчас угольную шахту начнут нормально эксплуатировать и тушить возникающие эндогенные пожары, дышать нам станет легче».
Другой эксперт, выступивший на заседании Общественной палаты по вопросам загрязнения воздуха в Челябинске, Яков Гуревич считает, что 2/3 выбросов промышленных предприятий всё-таки выдувают из города западные ветры. И в селитебной зоне (жилой) их влияние на загрязнение воздуха составляет всего 10%. Однако в период НМУ именно промзона создаёт пиковые нагрузки.
Опасной эксперт называет пешеходную зону в районе предполагаемого конгресс-холла. «Вменяемые люди не могут трёхуровневую развязку около пешеходной зоны конгресс-холла строить, - заявляет Гуревич. – При неблагоприятных метеоусловиях русло реки Миасс, основной воздушный коридор, будет перегорожен дважды: самим высотным зданием и дорожной развязкой. В результате уровень загрязнения в этой зоне будет в 4 раза больше, чем на территории по соседству».
Челябинск географически расположен в низине, городской рельеф представляет собой впадины и возвышенности, нас ещё называют городом на семи холмах. Такая структура рельефа влияет на погоду. Поэтому так часто наблюдается штиль. Около 1/3 всех дней в году (чуть больше 120 суток) – безветренные.
Самые известные городские низины:
- «Квадрат», ограниченный улицами Российской, Труда, Свердловским проспектом и проспектом Победы;
- ул. Коммуны (от Красноармейской до 3-го Интернационала);
- ул. Университетская набережная на пересечении улиц Академика Макеева и Академика Сахарова;
- вдоль берега Миасса.
Наступили на все грабли
И всё же, почему дышится всё тяжелее?
По словам Луизы Васильевны, челябинские заводы в 60-е годы работали так, что зимой выпадал черный снег, столько сажи выбрасывали предприятия. Однако город был необыкновенно зелёным, мы дышали легко.
Сейчас много говорят об экологии, митингуют, но не знают, какие меры могли бы исправить ситуацию. А это практикуемый во многих европейских городах запрет на пользование автотранспортом. Воскресение – день без машин, хочешь, сиди дома, хочешь - гуляй пешком. И жители согласны, понимая, насколько это важно для экологии. Попробуйте русским объяснить, что он не может пользоваться машиной, которую купил. Мы сами не готовы помочь себе.
Посмотрите на город, точечная застройка там, где должны быть деревья. А ведь одно дерево способно обеспечить кислородом 2 человек круглогодично. Грубо, на 1,5 млн. челябинцев нужно высадить 750 тысяч деревьев, чтобы почувствовать разницу. Но нет, мы только рубим в угоду бизнесу.
Интересно, что во многих продвинутых европейских странах еще одной простой и доступной мерой борьбы с загрязнениями воздуха автомобильными выхлопами является организация одностороннего движения. Это помогает снизить концентрацию выбросов. В Челябинске всё наоборот, дороги расширили до 3-4 полос в каждую сторону опять же за счёт вырубки деревьев и закатки в асфальт ещё одного буфера – газонов.
Следующий фактор, усугубляющий загрязнения, – нарушения городской архитектуры. Если посмотреть на старые районы и дома, к примеру, по проспекту Ленина, можно заметить, что в большинстве устроены большие арки. Это сделано для естественного продува. Сейчас они затянуты баннерами и застроены.
Очевидно, что полное безразличие к экологии со стороны городских властей и элементарным правилам устройства промышленного города приводит к ухудшению экологической обстановки.