В Челябинске недавно в очередной раз вспыхнули споры из-за рекультивации городской свалки и вывоза мусора на новый, временный полигон. Такие конфликтные ситуации, связанные с экологией, возникают в городе регулярно.
Один из надзорных органов, куда граждане обращаются в подобных случаях, - это Челябинская природоохранная прокуратура. Возглавляет её Михаил Подкорытов.
Какие штрафы нам нужны?
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: Какие вопросы находятся в ведении природоохранной прокуратуры?
Михаил Подкорытов: Качество воды и воздуха, надзор за особо охраняемыми природными территориями и памятниками природы (Зюраткуль, Таганай, Аркаим, Увильды, Тургояк, Челябинский и Каштакский боры, многие другие).
Хотя сейчас, конечно, проблема качества воздуха вышла на первый план. Этому способствовали и запрос общества, и указ президента. В целом в Челябинске наиболее серьёзные и заметные проблемы с загрязнением воздуха начались с конца 2014 года. Пытаемся решить эти вопросы совместно с Росприроднадзором, министерством экологии области. Общаемся с руководителями предприятий, а иногда и с собственниками. Многие заводы уже понимают, что надо менять ситуацию. Например, «Мечел» поворачивается лицом к проблеме. Знаю, что представители Челябинского цинкового завода одними из первых пришли в областное правительство и сказали, что готовы сотрудничать.
- Хотелось, чтобы все заводы проявляли такую готовность.
- Видите ли, Южный Урал вообще специфический регион. У нас с демидовских времён не заводы строили вокруг городов, а города вокруг заводов. Потом к нам многие заводы эвакуировали во время Великой Отечественной войны - понятно, что тогда особо места не выбирали, где есть свободная площадка, там оборудование разгружали. Так заводы на этом месте и оставались. Есть, конечно, исключения, когда предприятия после войны покидали значимые здания - например, театр оперы и балета или пединститут в Челябинске.
- Некоторые считают, что надо увеличить штрафы, чтобы повлиять на предприятия. Вы с этим согласны?
- Здесь дело в другом. Скорее, надо дифференцировать штрафы в зависимости от размера предприятия и численности его работников. Согласитесь, одна сумма может быть неподъёмной для компании малого бизнеса и совершенно малозначимой для завода-гиганта. Впрочем, надзорные органы обладают правом, если видят основание, для начала лишь предупредить предприятие. Главное, что сложилось нетерпимое отношение к нарушениям природоохранного законодательства.
Владельцы судов испугались огласки
- В последнее время дышать в Челябинске стало полегче. Но некоторые говорят, что это из-за ветреной погоды.
- В этом году ветреная погода у нас действительно чаще, чем обычно. Не всегда это хорошо: например, усиливается опасность пожаров. Среднегодовая скорость ветра в Челябинске - 2,6 метра в секунду, тогда как в Екатеринбурге - 3,4 метра. По многим показателям качество воздуха у наших соседей хуже, но ветер снижает воздействие выбросов. Но, конечно, на один ветер надеяться нельзя.
Играет роль и рельеф. Так, в Златоусте из-за горной местности в одном районе воздух чистый, а в другом - запах промышленных выбросов. Я долгое время жил в этом городе и на своей улице, слава богу, ощущал лишь запах кондитерской фабрики и хлебобулочного завода. А мой друг, который жил относительно недалеко, но за горой, жаловался на выбросы.
Или же возьмём Магнитогорск. Концентрация промышленности там высокая, но дней с НМУ меньше, чем в Челябинске.
- Вы упомянули Увильды, другие памятники природы. Сейчас купальный сезон. Нет ли жалоб, что людям нельзя пройти к берегам озёр?
- Главы местных органов самоуправления должны обеспечить свободный доступ граждан к воде. Есть случаи, например в Аргаяшском районе, когда истекли сроки давности по некоторым строениям, которые стоят слишком близко к воде. Здесь мало что можно сделать, снести эти строения уже нельзя, но в любом случае местные власти обязаны обустроить муниципальные пляжи.
В принципе, мало кто сейчас решается нарушать правила, изложенные в положении по памятнику природы или особо охраняемой территории. Многие арендаторы, как правило, давно работают на том или ином участке и не заинтересованы в нарушении правил. Самые распространённые нарушения - когда арендаторы «залезают» на земли сельскохозяйственного назначения, ставят забор или капитальный объект на территории лесного фонда. По обращениям граждан и информации главного управления лесами мы выезжаем с проверкой. Суммы штрафов достаточно большие: от 200 тысяч до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
Но надзор всё равно нужен. Так, на озере Тургояк положение запрещает использовать маломерные суда с двигателями внутреннего сгорания. Однако в реальности до недавнего времени действовали незаконные договоры на использование таких судов. Хотя, глядя на иные суда, которые причаливали к частным пристаням, язык не повернётся назвать их моторками. Мы подали иски, и плавания по Тургояку прекратились. Владельцы судов не захотели, чтобы их фамилии мелькали в судах и прессе.
- Люди нередко также жалуются на вырубку деревьев, особенно в пределах городской черты. В одном из дворов в Челябинске недавно дошло даже до драки и применения газового баллончика и электрошокера.
- В нашем ведении контроль за рубками в лесном фонде. Хотя иногда подключаемся и к вопросам, связанным с вырубкой в городской черте. Это, конечно, большая проблема, мимо которой прокуратура не может пройти. Ведь как бывает? Горожанам хотелось бы, чтобы новые деревья высадили там, где вырубили прежние, а на самом деле компенсационные посадки идут в другом месте. Или же вырубают здоровые взрослые деревья, а высаживают однолетние саженцы, которые, возможно, не приживутся. Так что надо менять подход к этим проблемам и слышать обращения людей - в рамках действующего законодательства, разумеется.
Радиация из скважины
- Как обстоят у нас дела с качеством воды? Про Шершни ведь говорят многое.
- Наши очистные сооружения работают неплохо, поэтому качество воды соответствует санитарным нормам. Были проблемы в посёлке Западном, где воду подавали из единственной скважины. После проверки выяснилось, что в скважине присутствует радиационный фон. После вмешательства прокуратуры скважину законсервировали.
- Городская свалка действительно сильно влияет на состояние воздуха в Челябинске?
- Она выбрасывает в год 62 тысячи тонн метана - чуть меньше, чем вся городская металлургия. Сейчас власти намерены поставить точку на этой проблеме, хотя природоохранная прокуратура предлагала это сделать ещё в 2010 году. Мы тогда указывали, что согласно федеральному законодательству свалка не должна находиться в пределах городской черты. А у нас такая свалка чуть ли в центре города (имеется в виду географический центр города, а не административный. - Ред.) с 1949 года! И санитарно-защитная зона далеко не везде по периметру соблюдается.
- Но всё-таки в ухудшении качества воздуха в городе чаще винят заводы. Действительно ли можно одним поворотом вентиля прекратить выбросы?
- Далеко не всегда. Бывает, что мы приезжаем с проверками, и пока идём от проходной до цеха, выбросы успевают резко снизить. Но такое возможно на небольших предприятиях. А на крупных заводах так просто вентиль не повернёшь: это и взрывом иногда чревато.
Настоящая проблема в том, что нет методики определения ущерба от выбросов. С водой или отходами проще: вот вода, вот отходы, составляющие, так что ущерб посчитать можно. А с воздухом сложнее. К примеру, взаимодействуют два вещества - ни по одному из них в отдельности превышения ПДК нет, а вместе они дают значительное загрязнение воздуха. Полагаю, что изменить ситуацию помогут датчики. Здесь у всех ответственных лиц, включая нас, впереди ещё большая работа.