Примерное время чтения: 8 минут
379

Драгоценный подарок Деду Морозу. Что южноуральцы привезли в Великий Устюг

Новый год – время подарков, и самый щедрый даритель в нашей стране на протяжении сотен лет, конечно, Дед Мороз. Живет он в тереме на севере Вологодской области. В этом году и он получил подарок – от жителей Челябинской области. Сказочному волшебнику вручили новогоднее медное дерево. Его изготовил вручную сотрудник завода «Карабашмедь» Александр Савельев. Композицию он создавал целый месяц. При том, что делает подобные работы уже более десяти лет. На изготовление такого подарка потребовался километр медной проволоки.

«Камни я использовал — хрусталь горный и гранит, у нас в лесах есть. Очень люблю ходить в лес, также собираю всякие палочки. Так как подарок Деду Морозу, санки — компонент зимний. Разумеется, снег», - рассказал Александр Савельев.

Фото: Пресс-служба РМК

Дерево привезла сказочному волшебнику Ксения Желнина, блогер из Карабаша. Девушка с помощью своих публикаций рассказывает об истории и достопримечательностях города металлургов, его живописных местах.

«Дед Мороз исполняет новогодние желания детей, но и у взрослых есть заветные мечты, - отмечает Ксения Желнина. – Мы хотим, чтобы он подарил всем карабашцам счастливый и успешный 2021 год, в течение которого в городе появятся новые места для досуга и отдыха, новые социально значимые объекты. И Карабаш станет еще более красивым и современным. Мы верим в то, что волшебная сила Деда Мороза поможет ускорить позитивные преобразования в Карабаше и, возможно, в нашем городе даже случится настоящее чудо!»

В Великом Устюге чудо происходит ежедневно. Именно в этом городе находится единственное в мире предприятие, где вручную создаются произведения ювелирного искусства, выполненные в технике чернения по серебру – «Северная Чернь». Из поколения в поколение секрет чернения передается более 300 лет. Сам же завод был образован в 1930 году. Не смотря на развитие технологий, и сейчас всю основную работу мастера выполняют вручную – вырезают орнаменты на серебряных изделиях, варят чернь и закрепляют узор. Лазерные станки не позволяют закрепиться узору в металле.

Фото: Пресс-служба РМК

Также невозможно воссоздать чернение просто зная рецепт. Умения и сейчас передаются от мастера к мастеру. Здесь важны детали – время года, цвет пламени, рабочий настрой и даже происхождение серебра. Лучший результат получается из гранул, произведенных Русской медной компанией в цехе аффинажа Кыштымского медеэлектролитного завода.

Серебро там получают из меди и вот как это происходит. На завод из Карабаша привозят черновую медь в так называемых металлургами «чушках». Чтобы очистить ее, сначала отливают медные аноды. Из печи расплавленный металл льется в формы, расположенные по кругу.

Фото: Пресс-служба РМК

Далее в электролизных ваннах анод растворяется, примеси остаются в электролите, а ионы меди “убегают” на катоды. Катодную медь 99,99% снимают с нержавеющих матриц, а затем плавят, чтобы получить катанку. Катанку удобно транспортировать и делать из нее другие медные изделия. Отходы производства снова пускают в дело, чтобы извлечь всю медь без остатка. А из шлама, кстати, потом на предприятии добывают драгоценные металлы!

Фото: Пресс-служба РМК

Полученное серебро расплавляют в тиглях и пропускают через своего рода сито. Для безопасности этой операции сотрудники одеваются в кафтаны из специальной фольги и асбеста. Когда капли драгоценного металла падают в воду, они застывают и превращаются в гранулы. После чего доставляются, например, в Великий Устюг.

Фото: Пресс-служба РМК

«Мы пробовали закупать серебро у других поставщиков,  но на выходе качество получается не то, например, на изделии выходили черные пятна. Поэтому было решено остановиться на кыштымском металле», - рассказал начальник производства завода «Северная чернь».

Гранулы на предприятии превращают в тонкие листы. Из них штампуют плоские заготовки, а объемную посуду делают за счет ротационной вытяжки пластин. Когда изделие сложное, например, бокал, его собирают из нескольких частей, спаянных серебряным припоем. При этом заметить места стыков невозможно невооруженным глазом. На изделия переводят рисунок и вырезают его. Украшение особенно ценных и сложных изделий может занимать у мастеров месяцы, и даже годы.

 «В цехе работают только женщины, мужчины не задерживаются надолго – работа монотонная и очень скрупулезная. Хотя исконно в промысле работали только мужчины и технологию чернения передавали от отца к сыну»,- говорит одна из сотрудниц граверного цеха.

Фото: Пресс-служба РМК

Уникальную технологию чернения также удалось сохранить за счет преемственности поколений. В XIX веке промысел пришел в упадок, мастеров практически не осталось, но сделанные ими работы долгие годы сохранялись в идеальном состоянии. Своим возрождением черневое искусство, вероятно, обязано Иосифу Сталину, который в 1911 году был сослан на Вологодчину.

Фото: Пресс-служба РМК

«Есть версия, что в руки Сталину попала серебряная стопка с чернением, которая ему очень понравилась. После возвращения из ссылки  была поставлена задача возродить производство. Именно тогда  был найден потомственный мастер Михаил Чирков, который обучался технологи и у своего деда»,- рассказали в музее «Северной черни». Под его руководством была создана специальная школа для молодых мастеров, которых обучали художественному делу и технике чернения. Уже впоследствии в 1933 году граверы и чернильщики объединились в артель «Северная чернь», которая наладила выпуск ювелирных изделий. В разные годы на предприятии работало до 800 человек.

Фото: Пресс-служба РМК

Более 90 процентов изделий «Северной черни» имеют статус произведения искусства. А работы мастеров в настоящее время находятся как у известных коллекционеров и в экспозициях именитых музеев, так и у первых лиц государств. Например, в 2008 году знаменитую серебряную матрешку из Великого Устюга подарили президенту России Владимиру Путину. Сделана она из того же кыштымского серебра.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах