Уже восемь кабинетов открыли в Челябинске в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
Один из них действует в образовательном центре № 5. Лабораторию посетил на днях глава города Алексей Лошкин, который пообщался как с педагогами, так и учениками.
Есть две полётные зоны
Сейчас в лаборатории занимаются по программе дополнительного образования и внеурочной деятельности учащиеся 8-9 классов, однако вскоре занятия станут доступными и для учеников помладше, начиная с 5 класса. Занятия проходят по четыре часа в неделю.
По словам педагога Павла Горнова, осваивать БПЛА ребята начали ещё до открытия лаборатории:
«Часть этой программы входит в уроки технологии, именно там мы и начали изучать авиационное дело, беспилотные авиационные системы. И в дальнейшем с октября нынешнего года уже они включились в программу дополнительного образования. На занятиях мы занимаемся сборкой квадрокоптеров, они у нас разные. Используем и мини-дроны с ограниченным функционалом, с которых начинается знакомство с базовыми принципами полётов. Затем собирают продвинутые дроны – для соревнований. Также мы занимаемся написанием управляющих программ полётов. Ребята создают программы для взлёта и посадки».
Сначала главе города показали кабинет беспилотных авиационных систем – тут ребята занимаются программированием, собирают и готовят технику. Здесь же находится малая полётная зона, где осваивают фигуры полёта. Имеется и 3D-принтер, где можно распечатать необходимые детали.
«В малой полётной зоне обязательно надо надевать защитные очки, а перед входом в кабинет – рабочие робы, – пояснил Павел Горнов. – Хочу сказать, что ребята у нас очень способные, усидчивые».
Есть также большая пилотная зона, которая занимает огромное помещение, похожее на спортзал, где проверяют скорость беспилотников и проводят уже более сложные тесты – в частности, отрабатывают манёвры при прохождении полосы препятствий. Команда образовательного центра под названием «Горностаи» готовится здесь к состязаниям.
Скорость до 120 километров в час
Среди учащихся немало по-настоящему увлечённых ребят. Например, Степан Гренов может собрать беспилотник за считанные минуты. Управлять небольшим дроном можно даже при помощи смартфона.
Самые небольшие из дронов могут разгоняться до скорости 30-40 километров в час, у более крупных скорость уже составляет 80 километров в час, а самые крупные могут преодолевать 100-120 километров за час.
Другой ученик, Дмитрий Кочнев, создаёт самые разные программы для беспилотников – в зависимости от задачи. По словам Димы, он с самого раннего детства увлекается техникой и поэтому, как только узнал об открытии лаборатории, сразу же туда записался.
Выводят на новый уровень образования
Столь актуальные и подробные знания, которые ребята получают ещё в школе, значительно могут помочь ребятам в дальнейшей профориентации. Напомним, что сегодня беспилотники находят всё более широкое применение в самых различных сферах – например, в сельском хозяйстве, при пожаротушении, лесном хозяйстве, съёмке местности, поисках людей и так далее.
«В образовательном центре сегодня есть достаточно глубокая специализация по таким направлениям, как инженерное, гуманитарное и общее образование, – поделился впечатлениями от визита Алексей Лошкин. – Отличительное преимущество школы – это обучение по специальности правоохранительной деятельности, а теперь ещё и программа дополнительного образования по изучению беспилотных летательных аппаратов. Пока это в формате факультатива, но я думаю, что такое обучение неизбежно станет частью основной школьной программы. Ребята увлечены этой работой – мы много говорили с ними об этом, посмотрели возможности использования БПЛА. Пока возможности использования скорее любительские, но они уже демонстрируют и спортивные успехи, участвуя в соревнованиях всероссийского масштаба. Кроме того, инженерные классы – например, робототехники – выводят на абсолютно новый уровень наше образование. Тем более, что они востребованы сегодня и на рынке труда, и на рынке вузовских специальностей».
Помимо образовательного центра № 5, такие же лаборатории и кабинеты действуют также в других челябинских школах – № 24, 61, 67, 68, 77, 104, 108.
На заметку
С 1 января 2024 г. в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Проект определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 гг. В следующие шесть лет в стране должна появиться перспективная самостоятельная отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников.