Примерное время чтения: 10 минут
433

Больше детей – дешевле ОСАГО? Стоимость автостраховки изменится

По количеству заключённых договоров ОСАГО Челябинская область занимает 11 место в России
По количеству заключённых договоров ОСАГО Челябинская область занимает 11 место в России vk.com

Участие в конференции приняли:

- Федина Елена Николаевна, управляющий Отделением Челябинск Уральского ГУ Банка России;

- Тарасов Вячеслав Анатольевич, Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков по УрФО;

- Любавин Алексей Аркадьевич, первый заместитель гендиректора, директор по страхованию ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ»;

- Живец Николай Иванович, руководитель ЧРО «Всероссийское общество автомобилистов»;

- Бруй Алексей Анатольевич, председатель координационного совета ЧРО МОО автомобилистов «Свобода выбора».

Представляем вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия.

«АиФ-Челябинск»: Итак, что изменится теперь для автовладельцев? Что будет учитываться при расчете стоимости полиса?

Федина Е.Н.: Теперь всё зависит от опыта автовладельцев и качества их управления транспортными средствами. Формула расчёта тарифов по ОСАГО осталась прежней: это базовый тариф, умноженный на коэффициенты, перечень которых установлен Законом.

Расширен тарифный коридор. Для легковых автомобилей физлиц диапазон базовых ставок расширился на 10% как вверх, так и вниз. Страховые компании будут устанавливать значения базовых ставок в зависимости от ряда факторов – проезд на красный свет, выезд на «встречку», превышение скорости более, чем на 60 км/ч и другие нарушения ПДД. Все эти нарушения должны быть установлены инспектором ГИБДД.

Основные изменения касаются именно подхода к размеру базовой ставки страхового тарифа. В Законе нет закрытого перечня факторов. Страховщики имеют право учитывать любые факторы, чтобы определять кто перед ними – низко- или высокорискованный водитель. Однако факторы эти не должны носить дискриминационный характер: нельзя учитывать национальность, принадлежность к политическим партиям, отношение к религии и т.д. Перечень факторов, которые будут приниматься во внимание страховщиками, должен быть прозрачным, должен публиковаться на сайтах страховых компаний. Там же должен быть калькулятор, который будет рассчитывать стоимость полиса ОСАГО. Максимальная базовая ставка сейчас составляет 5 436 руб., она умножается на коэффициенты.

Также есть некоторые изменения по ряду коэффициентов. Изменились коэффициенты, касающиеся возраста водителя и стажа вождения, поскольку у молодых и малоопытных водителей риск попадания в ДТП всегда выше. Для них коэффициент стал выше. Так, для водителя младше 21 года с нулевым стажем коэффициент повышен с 1,87 до 1,93. А вот для водителя того же возраста, но с пятилетним стажем коэффициент снизился с 1,66 до 1,64. Для водителей постарше и поопытнее коэффициенты, касающиеся возраста и стажа, снизились. Кроме того, в Челябинской области региональный коэффициент снизился с 2,1 до 1,99.

Тарасов В.А.: Это хорошая новость, потому что Челябинская область была лидером по территориальному коэффициенту. Но это было сделано не специально: территориальный коэффициент всецело зависит от отчётности страховых компаний. Значит, настолько велико было количество ДТП в регионе.

Добросовестный водитель не должен платить за того, кто ездит недобросовестно, кто нарушает ПДД и создаёт рисковые ситуации на дорогах. Для добросовестных водителей стоимость страховки должна уменьшиться. Расширение коридора позволяет страховщикам применять к каждому клиенту индивидуальный подход.

От качества вождения зависит коэффициент бонус-малус. Если автовладелец ни разу не попадал в ДТП, цена полиса для него будет существенно ниже, чем для остальных. За каждый год безаварийной езды можно получить 5% скидки на полис. Причём эта скидка накопительная, до 50%. На сайте Российского союза автостраховщиков всегда можно проверить по своим данным, какой у вас коэффициент. Если вы не согласны и считаете, что ваш бонус-малус должен быть выше, то всегда можно пройти проверку – написать заявление в страховую компанию, его направят в РСА, мы откроем базу и посмотрим, как формировался ваш бонус-малус. Если будут основания для снижения коэффициента в базе, то страховая компания переделает полис и разницу в деньгах вам вернет.

Любавин А.А.: Действительно, в Челябинске и Мурманске всегда были высокие территориальные коэффициенты – 2,1. Даже в Москве всегда было ниже 2!

По тарифному коридору есть важное отличие от предыдущих реформ: даже при предыдущем расширении коридора была «уравниловка», то есть в пределах одной территории страховая компания устанавливала единую ставку базового тарифа. Теперь ставка базового тарифа будет индивидуальной, привязанной к характеристикам отдельно взятого водителя. Пожалуй, это более справедливо. Принцип Парето никто не отменял: 80% людей выпивают 20% пива и наоборот – 20% людей выпивают 80% пива. То же самое и в ОСАГО: так называемые безаварийные водители платили за аварийных. Но впервые за 17 лет существования ОСАГО в стране появилась возможность в стране перераспределить финансовое бремя. На самом деле супераварийных водителей не так много, но именно они больше всего тратят страховые резервы, формирующиеся из взносов, которые мы с вами платим. Настаёт момент, когда они будут платить больше.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Существуют расчеты, которые доказывают, что водители с детьми водят более аккуратно и реже попадают в аварии. Также считается, что имеет значение цвет автомобиля: владельцы автомобилей красного цвета ведут себя более агрессивно на дороге.

«АиФ-Челябинск»: Благодаря чему стоимость полиса может быть снижена? Правда ли, что на это будет влиять даже количество детей у автовладельца?

Любавин А.А.: Да, дополнительных факторов, которые будет учитывать страховая компания, великое множество. Тут что называется, кто во что горазд, начинается креатив. И страховая компания вправе снижать цену полиса для автовладельца, если считает, что количество детей влияет на стиль его вождения, что с ними он ездит аккуратней. Если какая-то компания обоснует Центробанку РФ, что цвет глаз влияет на аварийность, то будет учитываться и этот фактор, но это надо обосновать. Под каждый фактор страховая обязана отправить в Центробанк некое заключение, расчётом для обоснования.

Бруй А.А.: Лично я слабо верю в какие-то позитивные изменения на рынке ОСАГО. Я водитель с 20-летним стажем, коэффициент бонус-малус у меня максимальный, но по сравнению с 2019 годом у меня опять повышение базовой ставки! Было 4,118, а стало 4,350. Каждый год страховые компании плачутся, что у них всё плохо, жалуются на автоюристов-мошенников и заявляют, что вот-вот уйдут с рынка. Но в прошлом году собрали 220 млрд рублей, а выплатили 150! Видимо, им не хватает прибыли, раз начали придумывать что-то ещё.

Сейчас вообще начнётся – кто в лес, кто по дрова. Придётся бегать по всем страховым, искать, где выгоднее купить полис, торговаться, договариваться, ведь каждая по-своему считает! Это полнейший бардак и я не знаю, к чему это всё приведёт.

Федина Е.Н.: Раньше базовая ставка определялась в целом на регион, но не на водителя. Теперь всё изменится. Если у вас 20 лет стажа и безаварийная езда, то страховая компания будет за вас бороться и понижать для вас базовую ставку. Вы – желательный клиент. К рискованным водителям внимания у страховщиков меньше, они не выгодны им, поскольку они понимают, что по ним как раз могут быть страховые выплаты.

Тарасов В.А.: Средняя стоимость выплаты постоянно – на протяжении 2018, 2019 и 2020 года – всё время растёт. Страховые компании выплачивают всё больше и больше. А ведь у нас ещё есть автомобили без износа, случаи, когда страховая обязана поставить транспортное средство на станцию обслуживанию, произвести полный ремонт и восстановить машину. По сути, это КАСКО получается!

Любавин А.А.: Действительно, тарифообразование по ОСАГО теперь похоже на то, что происходит в КАСКО. На самом деле, средняя стоимость полиса КАСКО за последние 5 лет снизилась в 1,5 раза, а то и больше. ОСАГО изначально воспринималось как налог, «обязаловка», сейчас найден оптимальный баланс. ОСАГО остаётся обязательным видом страхования, находится под жёстким регулированием Банка России и тарифный коридор справедливый, не допускающий рынку пойти «вразнос». Думаю, что в разных страховых компаниях цена полиса теперь будет разница на 3-5 тыс. рублей. Базовые ставки у страховщиков будут постоянно меняться, ведь они будут смотреть теперь друг на друга и бороться за клиентов.

Если в полис ОСАГО вписаны несколько водителей, один из которых нарушает, цена будет максимальная по тарифу водителя-нарушителя.

Живец Н.И.: Снижение территориального коэффициента на 1/10 считаю незначительным, мы не почувствуем этого. Даже говорить об этом не стоит. Конечно, добросовестные водители выиграют, индивидуальный подход – это справедливо. Смущает, что не все «хотелки» реализуются. Например, в 2012 году похоронили систему техосмотров и не восстановили её до сих пор. Пусть она была гниловатая, но пункты техосмотров были настоящими! Новый механизм тоже может «буксануть». Несвободный это рынок! Либерализация возможна только там, где есть свободный рынок и конкуренция, желательно добросовестная. ОСАГО обязательно, мы в любом случае пойдём покупать полисы… Напрягает то, что не отменили коэффициент мощности: по-прежнему чем мощнее авто, тем дороже полис. А как мощность влияет на аварийность? Ведь напротив, более современный и мощный автомобиль манёвреннее на дороге!

Тарасов В.А.: Модель автомобиля не фигурирует в коэффициентах, этот параметр не учитывается. Что касается мощности, то эта тема давно обсуждается. Вы знаете, что градация там лояльная. Логика такова: чем мощнее машина, тем больше она двигается по дорогам. Человек покупает мощное ТС, чтобы его эксплуатировать, а не держать в гараже. У того, кто чаще передвигается по дорогам, выше шансы попасть в ДТП. Наверное, коэффициент, касающийся мощности, отслеживает именно это.

Бруй А.А.: Возьмём статистику по аварийности и году автомобиля, здесь очень простая зависимость: чем старше автомобиль, тем чаще он попадает в аварии. Дело не в возрасте самого автомобиля, а в его цене. Чем старше автомобиль, тем он дешевле. Недорогие авто покупают начинающие, не имеющие опыта вождения, либо пенсионеры.

Любавин А.А.: Да, для молодёжи дедушкины «копейки» - это первые машины для битья. Понятно, что там полный караул. Пенсионеры на старых дешёвых машинах ездят в сад, это одна из первых категорий, для которых должно произойти удешевление полиса ОСАГО.

Федина Е.Н.: В заключение добавлю статистическую информацию. По количеству заключённых договоров ОСАГО Челябинская область занимает 11 место в России, а по объёму выплат – уже 6 место в стране и 1 место в УрФО. К сожалению, аварийность в регионе остаётся высокой, и страховые выплачивают у нас больше, чем в других регионах РФ.

«АиФ-Челябинск»: А сколько страховых компаний в Челябинской области? И какова средняя цена полиса ОСАГО в нашем регионе?

Федина Е.Н.: На рынке Челябинской области работают 36 страховых компаний, в том числе 2 региональные. Мы рассчитываем, что средняя цена полиса сильно не изменится. В 2019 году границы базовой ставки страхового тарифа уже были расширены в обе стороны на 20%, но при этом средняя цена полиса снизилась по стране на 3,5%, а в Челябинской области – на 5,8% по сравнению с 2018 годом. В среднем по России полис ОСАГО стоил 5358 руб., у нас – 5629.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах