Примерное время чтения: 16 минут
1266

Южноуральские строители: «Каждый третий мешок цемента контрафактный!»

Фото А.Фирсова / АиФ

11 февраля в пресс-центре «Аргументы и факты – Челябинск» прошёл круглый стол, посвящённый теме качества строительства и стройматериалов.

Участие в нём приняли:

Пахомов Егор, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Челябинской области

Власов Алексей Владимирович, начальник отдела обеспечения надзорных функций управления государственного строительного надзора минстроя Челябинской области

Салтыков Алексей Владимирович, президент Союза предприятий стройиндустрии Южного Урала

Байбурин Альберт Халитович, д.т.н., профессор кафедры «Технологии строительного производства» ЮУрГУ

Трофимов Борис Яковлевич, заведующий кафедры «Строительные материалы» ЮУрГУ

Ахтямов Рашид Якубович, генеральный директор Института «УралНИИстром»

Стафеева Зинаида Владимировна, заместитель генерального директора ООО «Пласт-рифей»

Романенко Владимир Юрьевич, директор по строительству финансово-строительного холдинга «Milestone Development»

Лысиков Николай Юрьевич, главный инженер финансово-строительного холдинга «Milestone Development»

Популова Алевтина Витальевна, руководитель  учебного центра ООО «КНАУФ ГИПС» (г. Челябинск)

Тимеев Андрей Иванович, главный инженер ОАО «Магнитогорский цементно-огнеупорный завод»

Южноуральские строители сходятся во мнении, что качество некоторых стройматериалов на региональном рынке не выдерживает критики. Распространенные проблемы таковы: сырые пеноблоки крошатся и при нагрузке быстро дают трещины, у некачественного кирпича плохая влагостойкость, бетон быстро приходит в аварийное состояние и т.д. Будут ли дальше экономить на качестве производители стройматериалов? К чему это может привести?

Представляем Вашему вниманию сокращённую версию стенограммы мероприятия:

Прежде всего, хотелось бы услышать региональную статистику ЧП последних лет с обрушениями домов и строящихся зданий.

Пахомов Е.С.: Частичные и полные обрушения, к счастью, не являются частым явлением в нашей оперативной сводке. Тем не менее, когда они происходят, получают широкий резонанс и добавляют нам седых волос. С 2010 года на территории Челябинской области произошло порядка пятнадцати подобных событий. Самым сложным для нас был 2011-й год, когда по разным причинам в разных районах обрушались потолочные перекрытия, проседала кровля. На первом месте по ЧП с обрушениями многоквартирные жилые дома, на втором – складские помещения и производственные объекты, на третьем – частный сектор. Так, 6 февраля этого года в Каслинском муниципальном районе из-за износа потолочной балки произошло частичное обрушение потолочного перекрытия в частном одноэтажном жилом доме. Дому было порядка 70-80 лет. В итоге погибли двое человек. В ноябре 2013-го года в северо-западном районе Челябинска из-за складирования поддонов со шлакоблочным материалом обрушилось перекрытие первого этажа, пострадали четверо человек, трое из них погибли, одного удалось спасти. В 2011-ом году из-за накопления снега на крышах многоквартирных домов проседала кровля, где-то она просто обрушилась. К счастью, пострадавших не было. Больше всего головной боли доставляет даже не ветхость и аварийность конструкций, а человеческий фактор, халатность при производстве некоторых стройматериалов либо при ремонте и перепланировке. В марте прошлого года в Челябинске в результате неузаконенной перепланировки произошло обрушение между третьим и четвёртым этажами офисного здания в Металлургическом районе. Никто не погиб, но обрушение было серьёзным.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Действительно ли налицо ухудшение качества стройматериалов и халатность относительно соблюдения строительных технологий?

Власов А.В.: Сразу скажу, что объекты, о которых сейчас упоминалось, - это индивидуальные жилые дома, государственный строительный надзор при их строительстве законодательством не установлен. Раньше советский Госстрой вел статистику обрушений, аварий. Как правило, они происходили из-за ненадлежащей эксплуатации объектов. Эти аварии составляли 60-70% от общего количества аварий в Советском Союзе. Аналогичная статистика характерна по сей день, хотя теперь её никто не ведёт. Подрядчик контролирует качество строительной продукции. Застройщик контролирует подрядчика, а мы уже контролируем застройщика. И, невзирая на такой трёхуровневый контроль, всё равно нет-нет да и всплывёт человеческий фактор. Первопричина всех бед – человеческий фактор, нарушение технологий строительства. Качество стройматериалов играет тут меньшую роль.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Как же именно нарушаются строительные технологии?

Власов А.В.: Очень просто. Любой человек, желающий улучшить свои жилищные условия, непременно затевает стройку. Обладает он при этом строительными навыками или нет, неважно: у нас все мнят себя способными что-то строить. Результат известен. И самое печальное, что большинство индивидуальных застройщиков в целях экономии используют бывший в употреблении строительный материал, разбирают старые недострои, коровники, используют старый кирпич… Что касается строительных материалов, то в соответствии с законом о техническом регулировании подтверждение соответствия на территории РФ носит добровольный и обязательный характер. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установлен постановлением правительства РФ 2009 года №982. Он касается не только строительных, но и прочих материалов. Могу вам сказать, что из всей строительной продукции обязательная сертификация предусмотрена только для оконных блоков. Все остальные стройматериалы производитель сертифицировать не обязан. В советское время строительные предприятия не допускались до работы без лицензии. В 2002-ом году это лицензирование отменили. В 2005-ом году не стало и государственного архитектурно-строительного надзора, который проверял стройпредприятия на соответствие их деятельности. Строительное сообщество заговорило о том, что оно само может регулировать свою деятельность, никакой надзор им не нужен. Стали создаваться некоммерческие партнёрства и саморегулируемые организации в строительстве.

К чему это привело?

Салтыков А.В.: В своё время такие меры как сертификация и лицензирование действительно работали. Сегодня этого нет. В действующем законодательстве сказано, что за качество применяемых стройматериалов всю ответственность несёт организация-застройщик или лицо, выполняющее строительство. Вот тут-то и начинаются проблемы. Строительный рынок заполонила контрафактная продукция. Подделывают до 50% ассортимента звукоизоляционных материалов, около 30% цемента, а также кирпича и порядка 80% строительного пеноблока. Когда частный застройщик приобретает стройматериалы, он не может удостовериться в их качестве до момента их применения или проведения лабораторных испытаний. В Челябинске работают два института (ЮУрГУ и УралНИИспром), где можно испытать качество приобретенных стройматериалов. Но проведение испытаний ведёт к удорожанию этих стройматериалов. Многие производители, выпускающие некачественную продукцию, заявляют в паспортах качества одни характеристики, а на деле мы получаем совершенно иные. Совместно с Госстройнадзором мы проводили исследования и пришли к выводу: каждый третий мешок цемента в Челябинской области контрафактный. Сегодня на территории Челябинской области работает три цементных завода – в Магнитогорске, Катав-Ивановске и Коркино. Что делают многие мелкие производители? Закупают цемент на заводе, добавляют в него ферропыли или доменный шлак, фасуют в новые мешки и едут торговать ими на рынок. Купит человек такой цемент, а потом у него всё растрескивается, и каждый год ему приходится проделывать одну и ту же работу, покупать новый цемент, исправлять ситуацию... А ведь всё это влияет на безопасность здания и его долговечность! Мы ведём работу по информированию населения об опасностях, которые их ждут при покупке некачественных стройматериалов. Например, в этом году планируем издать карту точек, где можно купить качественный цемент.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Романенко В.Ю.: Говорить о том, что на качество строительной конструкции влияет только качество материалов, наверное, не совсем правильно. В первую очередь нужно обратить внимание именно на организацию бизнес-процесса в строительной компании, выполняющей подрядные работы. В первую очередь нести ответственность за качество строительной конструкции должен подрядчик! Мы часто сталкиваемся с ненадлежащей доставкой бетонной смеси: при задержке доставки в неё просто добавляют воду, а это потом сказывается на прочностных характеристиках. При укладке бетонной смеси её могут проморозить или перегреть. Бывали случаи неправильного уплотнения, применения арматуры с признаками коррозии, недостаточного контроля за установкой колонн, опалубки…

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Лысиков Н.Ю.: В нашей компании есть свой отдел строительного контроля, для застройщиков это редкость. В моём подчинении находятся пять специалистов - это общие строительные инженера и сетевые инженера строительного контроля. То есть мы ведём внутренний контроль как материалов, так и технологий.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Байбурин А.Х.: Я бы всё-таки назвал проблему комплексной. Не только в материалах дело. Можно ведь и из качественных материалов построить плохое здание. По нашим данным, 60% аварий связаны с критическими дефектами строительных работ. Половина этих дефектов в узлах, в сопряжениях, в швах конструкций. Вывод: ещё на стадии проектирования нужно закладывать такие конструктивные решения, которые легко выполнимы на строительной площадке. Проще говоря, следует максимально избавить рабочего от возможности совершить ошибку на стройплощадке. Что касается постановления по обязательной сертификации, то в России действительно всего пять групп стройматериалов, которые подлежат обязательной сертификации. Как ни странно, в этом перечне нет ни кирпича, ни цемента – хлеба строительства. А в республике Казахстан, например, 21 группа стройматериалов, а в Беларуси почти все материалы подлежат обязательной сертификации. Вот почему доля контрафактной продукции на нашем рынке чудовищна!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Трофимов Б.Я.: Мы проводили испытания по контрольным закупкам, и примерно 75% этих испытаний доказали, что материалы и изделия не соответствуют одному и более требованиям ГОСТа. Можно ли уйти от контрафакта? Навряд ли. Нам предприятие может показать одно, а на рынок вывести другое. Проверить каждый мешок невозможно. Все предприятия стройиндустрии я условно делю на две группы. Первая – это те, у которых есть своя лаборатория. Как правило, это предприятия с солидным объёмом выпуска продукции, с большим штатом. Главная проблема, стоящая перед ними, - отсутствие соответствующего сырья. Им приходится работать на дешёвых, а значит необогащённых материалах с переменным качеством. А если на входе мы имеем переменные параметры, откуда ждать постоянных параметров на выходе? Из-за этих переменных параметров на входе мы вынуждены держать уйму контролёров, которые отслеживает отклонения от параметров, вносят коррективы в технологию, а потом проверяют, как эти коррективы сказываются на качестве... То есть всё время идёт какая-то бурная работа. А если каждый день в каждой партии меняются эти параметры?! Вывод: нужно строить заводы, которые бы подготавливали материал. Вторая группа предприятий не имеет лабораторий и в свою очередь делится на три подгруппы. Одни изо всех сил пытаются что-то сделать и тем самым оправдывают своё существование. Вторые надеются на паспорта приобретённых материалов, между прочим, напечатанных двадцать лет назад миллионным экземпляром. А третьи – это откровенные мошенники, которые делают контрафакт сознательно. Только так они побеждают в тендерах. Причём вместо цемента они берут саморассыпающиеся шлаки или золу. Кстати, за утилизацию шлаков им приплачивают, потому что это тот продукт, который даже захоронить сложно. Пытались закопать где-то в деревне – так там скотина начала дохнуть и дети стали болеть. А в бетон всё это идёт!

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Популова А.В.: Мы относимся к первой группе предприятий производителей строительных материалов, у которых есть своя лаборатория. Мы ведём контроль сырья и стройматериалов на каждой стадии производства. Кроме того, мы сертифицируем продукцию, проверяем наши материалы на пожарную безопасность. Также совместно с ведущими проектными организациями и научно-исследовательскими институтами разрабатываем конструкции и предлагаем строительному рынку системы для отделки внутри помещений и на фасадах. К сожалению, для ведения отделочных работ не требуется допуск на строительный объект. Есть случаи, когда применяются системы подвесного потолка, которые обрушаются. Это происходит, когда подобрали не те материалы, сделали выбор в пользу дешевизны. Дешёвый материал не значит хорошо: значит, в нём нет того, что полагается по рецептуре. Не у нас, но в соседних регионах, случались обрушения подвесных потолков на больших площадях. Наш учебный центр помогает строителям повысить свою квалификацию. Это очень важно: чтобы соблюдать технологии строительства, о них нужно знать. К нам иногда приходят строители, заявляющие, мол, у меня стаж тридцать лет и ничему вы уже меня не научите. А потом выясняется, что он применял так называемые «доморощенные» технологии...

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

Ахтямов Р.Я.: В прошлом году мы провели исследования и выявили серьёзные нарушения качества дорог, построенных в области в 2013-ом году. Сегодня объявлен тендер на проверку качества дорог, построенных в 2014-ом году. То есть наша власть озабочена вопросами качества! Значит, не всё потеряно. Мы должны предложить действующей власти радикальные меры. Бюджетное финансирование должно осуществляться только при условии, что строитель применяет сертифицированную продукцию. Вы говорите, что испытания стройматериалов ведут к их удорожанию. Наоборот: если частник придёт и за тысячу-полторы рублей испытает материал, который приобрёл, у него появится возможность сэкономить – взять материал за полцены или вовсе потребовать замены и возмещения убытков от поставщика. Кстати, наш институт на днях объявил антисанкционную акцию: испытать куб стройматериала можно за 300 рублей вместо 500!

Салтыков А.В.: Предлагаю участникам сегодняшнего мероприятия по предложению Ахтямова подготовить письмо, подписать его и подать на рассмотрение в областное Заксобрание. Мы должны призвать региональную власть применять в строительстве нужно только сертифицированные материалы!

КСТАТИ

ООО «Пласт-Рифей» производит сырьё для строительных материалов. Совместно с кафедрой стройматериалов ЮУрГУ они разработали добавку метакаолин, которая улучшает качество бетона. В течение последнего полугода эту добавку пытаются внедрить на бетонные заводы, но тщетно.

- Они отвечают вопросом: «А зачем?» То есть стимула улучшить качество у них нет! – рассказывает зам генерального директора Зинаида Стафеева. - Лишь один завод во всей области заинтересовался добавкой, сейчас мы заключаем с ним договор. Вопрос цены – 20 тысяч рублей за тонну метакаолина. Да, это ведёт к удорожанию цемента на 3-5% от его общей массы. Но это ещё и ведёт к повышению марочности!

Чтобы построить завод для производства метакаолина, необходимо 870 млн рублей. Срок окупаемости проекта три года. Пластовский район имеет ограничения по энергоносителям. Поэтому предприятию необходимо также построить свой трансформатор на электрической подстанции. А это плюс 350 млн рублей.

- От государства поддержки нет, а без неё мы не можем производить добавку массово, - сетуют на предприятии. - Сегодня нашей добавкой заинтересовался Казахстан и мы всерьёз подумываем об уходе туда: там хотят трудоустроить людей и предлагают хорошие льготы по налогам.

Фото: АиФ/ Фото А.Фирсова

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

«Как выбрать качественный цемент?»

Тимеев Андрей Иванович, главный инженер ОАО «Магнитогорский цементно-огнеупорный завод»

Уже не первый год мы ведём борьбу с фальсифицированным цементом на рынке стройматериалов г. Магнитогорска и его окрестностей. Контрафакт имеет посторонние примеси и непригоден для строительства. В лучшем случае в мешок кладут цемент другой марки, в худшем  - разбавляют минеральными порошками до такой степени, что  цементом полученную смесь назвать сложно. Практика доказывает, что за качественным цементом лучше обращаться либо непосредственно к производителю, либо к официальным дилерам предприятия. От такого цемента, при правильном его применении, не развалится постройка, не появятся трещины между кирпичами в кладке, не будет осыпаться штукатурка после первых же дождей или колебаний температуры. Магнитогорский  цементно-огнеупорный завод предлагает широкую линейку цементов для различных видов строительства. Все цементы обязательно проходят сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ 10187-85 и ГОСТ 30515-97. По просьбе потребителя предоставляются протоколы по радиационной безопасности.

Вообще качество цемента трудно определить с виду, однако именно по упаковке, по внешнему виду мешка можно понять заводской ли он фасовки. Тара для качественного цемента должна быть соответствующей – прочный мешок, сделанный из нескольких слоёв бумаги повышенной плотности. На мешках должна быть вся маркировка: название фирмы, её реквизиты, марка цемента, номер ГОСТа, логотип завода-производителя и  информация о сертификатах  качества. Не лишним будет взвесить мешок, чтобы убедиться в правильности указанного веса. Недобросовестные фасовщики часто не досыпают в мешки по пять, а то и больше килограммов цемента. Линия упаковки итальянской фирмы FLS Ventomatic S.p.a., запущенная в ОАО «МЦОЗ» в 2014 году, гарантирует разницу не более 300 грамм на мешок.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах