На прошлой неделе в Челябинскую городскую Думу поступило предложение от группы депутатов. Его смысл в том, чтобы упразднить райсоветы. Путь до реализации этой инициативы неблизкий: прохождение нескольких комиссий, публичные слушания, рассмотрение в Заксобрании. Но уже сейчас можно задуматься над тем, лучше нам будет от этого или хуже.
Эксперимент подходит к концу
В 2014 году в Челябинске прошла реформа местного самоуправления. В результате неё Челябинск получил статус городского округа, а его районы приобрели статус самостоятельных муниципальных образований. Всего таких образований в южноуральской столице семь. В каждом есть райсовет из 25 (а в Центральном районе из 20) депутатов. Некоторых из них в городе знают, но далеко не всех. Полномочий на районном уровне не хватает, поэтому люди скорее обратятся в соцсеть, нежели к депутату райсовета.
Между тем ожидалось, что двухуровневая система позволит приблизить решение всех местных вопросов «к земле», более чётко разграничить полномочия города и районов, конкретизировать их финансовое обеспечение. Реформирование предпринималось в значительной степени как эксперимент. Власти уже тогда заявляли, что этот опыт может быть принят и распространён на другие города в случае, если окажется эффективным. Почти десятилетняя практика функционирования Челябинского городского округа в этих условиях не выявила существенных плюсов двухуровневой системы. Почему?
«Потому что самостоятельность районов сегодня в значительной степени ограничена. По сути, они решают только один вопрос местного значения – вопрос благоустройства. Решение ключевых вопросов – от транспортной инфраструктуры до дизайн-кода города – сохраняется на общегородском уровне. И это нормально, потому что городской округ – это единый экономико-хозяйственный организм. Все основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должны быть сосредоточены на уровне города. И это, на наш взгляд, лишь одна из предпосылок к отмене двухуровневой системы самоуправления», – считает депутат Челябинской городской Думы, руководитель депутатского объединения партии «Единая Россия» Денис Лапотышкин.
Сэкономим миллионы
Плюсов у двухуровневой системы почти не обнаружилось, а есть ли минусы? Увы, да. Начнём с самого элементарного: большие расходы из городского бюджета, при том что практически никто из депутатов райсовета не получает заработную плату. Однако на содержание всей структуры только в 2023 году было запланировано 53 миллиона рублей. Представляете, сколько всего полезного можно было бы сделать на эти деньги?
Второй нюанс, не такой очевидный. В настоящее время в Государственную Думу РФ внесён проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Этот законопроект развивает положения Конституции РФ о единой системе публичной власти. Он направлен на совершенствование организации местного самоуправления, приближение муниципалитетов к единой властной вертикали.
«Законопроектом устанавливается одноуровневая система организации местного самоуправления. Она не только обеспечит единое управление и бюджет, но и позволит уйти от «размывания» ответственности. Предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования – муниципальные выборы. В случае принятия законопроекта муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с этим законом в достаточно короткие сроки. Исходя из этого, проведение муниципальных выборов в 2024 году по 170 избирательным округам и сохранение двухуровневой модели организации местного самоуправления в Челябинске нецелесообразно», – отмечает заместитель председателя Челябинской городской Думы, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству Иван Горнов.
Кроме того, двухуровневая система местного самоуправления порождает сложности при формировании нормативного правового поля. За последние два года решениями Челябинской городской Думой утверждён ряд документов стратегического планирования – Стратегия социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года, Генеральный план города Челябинска с расчётным сроком реализации до 2041 года, Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Челябинска до 2041 года. Если каждый позитивный шаг вперёд обсуждать с депутатами всех уровней, мы не слишком далеко уйдём, если вообще куда-нибудь продвинемся.
Отметим, что с инициативой об отмене двухуровневой системы выступили представители всех политических партий, представленных в Думе. Среди них председатель Челябинской городской Думы Андрей Шмидт, заместитель председателя Думы, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству Иван Горнов, руководитель депутатского объединения партии «Единая Россия» Денис Лапотышкин, депутаты, Почётные граждане города Челябинска Аркадий Шафигулин и Виталий Рыльских, руководитель фракции КПРФ Эльдар Гильмутдинов, председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству и градостроительству Кирилл Ветхов, депутаты Сергей Селещук и Дмитрий Алёхин, руководитель фракции «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Валентина Курина.
Может возникнуть вопрос: а к кому же обращаться людям с жалобами, если райсоветы будут упразднены? Ответ простой: к депутатам городской Думы. Ваш голос обязательно будет услышан.