Большинство южноуральцев регулярно сталкиваются с вопросами финансовой грамотности через призму бытовой жизни: покупают ненужные вещи, попадают в долговые ямы, берут неподъёмные кредиты, не имеют финансовой подушки безопасности.
«Говорите о деньгах с пяти лет!»
Зачастую это происходит потому, что никто не научил человека разумному обращению с деньгами. Собственно, раньше об этом говорилось мало.
«Сейчас финансовой грамотности населения уделяется большое внимание в масштабах страны, — комментирует руководитель челябинского методического центра по финансовой грамотности Ирина Кетова. — Причем обучать азам финансовой грамотности начинают уже со старшей группы детского сада. В школе элементы финансовой грамотности включены практически во все предметы с первого по одиннадцатый класс».
Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить полезные навыки обращения с деньгами. Специалисты рекомендуют начинать лет с пяти, когда дети учатся читать и считать.
«Современным дошкольникам интересно, откуда берутся деньги и с легкостью и интересом изучают нумерацию с помощью их счета, — констатирует руководитель АНО „Центр повышения финансовой грамотности“ в Челябинске Екатерина Смолина. — Финансовое воспитание начинается в семье. В семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей), но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении. Я глубоко убеждена, что воспитывать детей нужно на своем примере. В том числе обращению с деньгами».
«Есть подростки, которые уже с четырнадцатилетнего возраста, когда официально разрешен детский труд, стремятся устроиться куда-то на работу или хотя бы подрабатывать время от времени, чтобы иметь собственные деньги на свои „хотелки“, — говорит Ирина Кетова. — А есть дети-потребители, которые уверены, что родители будут их обеспечивать всю жизнь, тут тоже многое зависит от воспитания. Нынешнее поколение существенно отличается от поколения 90-х и 2000-х. Сейчас больше информации. В то время родители нынешних детей были мало информированы в плане финансовой грамотности, был совершенно другой подход к деньгам, об этом практически не говорили вслух. Все знали только одно: деньги нужно зарабатывать. Нынешним детям известны варианты заработка, вложений. Некоторые из них знают даже больше, чем взрослые! Например, как заработать на криптовалюте или на ценных бумагах».
Нужна ли ребёнку карта?
«В июле текущего года Росбанк начал выпуск детской дебетовой карты #взРОСлая на базе платежной системы „Мир“. По сути, это дополнительная карта, которая привязана к счету родителя, — объясняет директор территориального офиса Росбанка в Челябинске Сергей Арещенко. — Но при этом детская карта имеет собственный дизайн, специальную программу лояльности, а также подарочный набор со стикерами (наклейками) для ребенка. Валюта карты и срок ее действия такие будут такими же, как у родительского пластика. Оформить карту может один из родителей ребенка совершенно бесплатно, предъявив свидетельство о рождении сына или дочериребенка. Картой ребенок может расплачиваться в магазинах, в том числе смартфоном с функцией Mir Pay. При этом, все траты, а также их лимит, находятся под контролем взрослых, так как карта привязана к родительскому счету. Родители могут подключить к детскому смартфону смс-уведомления: они покажут ребёнку остаток средств, сколько он потратил и помогут спланировать следующие покупки».
«Банковские карты в нашей стране выпускаются для детей от 6 до 14 лет в виде дополнительной карточки к карте родителя. А с 14 лет подростку можно завести уже и основную пластиковую карту, распоряжаться которой он будет исключительно самостоятельно», — комментирует Екатерина Смолина.
«Понятно, что умение распоряжаться деньгами должно прививаться как можно раньше, например, с помощью мелких карманных расходов, — рассуждает Ирина Кетова. — Надо вначале научить ребёнка правильно распоряжаться деньгами, а потом уже заводить ему банковскую карту. Банковская карта — инструмент финансового рынка, поэтому осваивать современные технологии финансового рынка он должен под контролем родителей».
Плата за помощь и пятёрки
Стоит ли мотивировать ребенка денежными поощрениями на хорошую учебу или помощь по дому? Здесь взгляды экспертов неоднозначны.
«Зависит от того, какие принципы сформированы в семье, — делится мнением Екатерина Смолина, — но лучше использовать в таких целях нематериальные подходы. Важно чётко обозначать, за что ребёнок получит награду и как он может её добиться. Например, не за абстрактную оценку на экзамене в конце четверти, а за выполненное домашнее задание по математике сегодня. Если все члены семьи ценят усилия друг друга по зарабатыванию денег и демонстрируют их детям, то привить ребенку уважение к труду и к денежному выражению этих усилий совсем несложно. Степень трудовых усилий ребенок может оценить, имея постоянные обязанности и выполняя разовые поручения. К примеру, многие дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, помогают в уборке квартиры, делают простые покупки в магазине, то есть, приносят посильную помощь работающим родителям. Нужно ли поощрять ребенка за помощь по хозяйству? Конечно, да. Но лучше использовать в таких целях нематериальные подходы. Приучите ребенка к мысли, что все члены семьи имеют одинаковую возможность заботиться о своем доме и поддерживать в нем порядок. Совместные усилия помогут сделать дом уютным, ужин — вкусным, вещи — аккуратными».
«Хорошие оценки в школе и повседневные обязанности по дому — это само собой разумеющиеся вещи, — считает Ирина Кетова. — Платить за это ребёнку никто не должен. А вот за выполнение каких-то сверхзадач можно мотивировать. Например, если ребёнок помог выкопать картошку, порубить дрова, провести генеральную уборку в квартире. Да, возможно, некоторые дети, услышав в будущем просьбу о помощи, зададут вопрос, что им за это будет. Но если в семье правильные финансовые установки, такой вопрос прозвучит лишь однажды».