Примерное время чтения: 8 минут
71

«Нужно быть хладнокровным». Как противостоять кибермошенничеству

Сергей Юрьев / АиФ

Как защитить себя от телефонных и интернет-мошенников? Отказаться от банковских карт – совсем не вариант, ведь люди получают на них зарплаты, пособия, пенсии. Что же делать клиенту банка, чтобы обезопасить себя? Об этом пошла речь на круглом столе в АиФ-Челябинск.

Доверчивые граждане не переводятся

Предупреждения и призывы не вестись на уловки мошенников сегодня звучат по радио и телевидению, дублируются в интернете. Тем не менее, ежедневно находятся те, кто верит злоумышленникам и теряет деньги. Вот лишь несколько историй последних дней.

В Красноармейском районе 62-летний пенсионер перевел мошенникам более миллиона рублей. Мужчина поверил, что сможет быстро заработать на инвестициях. Ради этого он оформил несколько займов в разных кредитных организациях и переводил деньги, как он полагал, в некую московскую компанию, занимающуюся инвестициями в природные ресурсы и ценные бумаги. Через некоторое время потерпевший обнаружил, что обещанной прибыли от инвестиций нет, и понял, что его обманули. Общая сумма ущерба составила 1 миллион 220 тысяч рублей.

70-летняя жительница Озерска перевела на «безопасный счет» 200 тысяч кредитных рублей. В полиции она потом рассказала, что ей позвонил мужчина, представившийся сотрудником правоохранительных органов, сообщил, что от ее имени был совершен денежный перевод, а также были поданы заявки на оформление кредитов. Чтобы «обезопасить» свои средства, а также аннулировать якобы выданные займы, женщина оформила кредит в размере 200 тысяч рублей и перевела их на продиктованный номер электронного кошелька.

В Магнитогорске 80-летняя пенсионерка продала квартиру и перевела мошенникам более 4 миллионов рублей. Женщина находилась на связи с злоумышленниками на протяжении полутора месяцев. Сначала позвонил неизвестный и, представившись «дознавателем из Москвы», сообщил, что с ее банковского счета неизвестное лицо по доверенности пытается снять денежные средства. Чтобы предотвратить пропажу денег, ей предложили самой снять со счета сбережения и через банкомат положить их на указанный «безопасный счет». Так женщина перевела злоумышленникам первый миллион рублей. Потом ей позвонил «сотрудник Центробанка» и сообщил, что теперь кто-то пытается продать ее двухкомнатную квартиру, поэтому ей необходимо заключить фиктивный договор её купли-продажи. Но по факту договор оказался настоящим, и женщина сама того не ведая продала свою квартиру. Причём деньги от покупателей в размере 3,8 млн рублей также собственноручно передала мошенникам через курьера. Затем о произошедшем узнала ее дочь и обратилась в полицию.  

Украли уже 1,6 млрд

В ГУ МВД России по Челябинской области отметили, что спектр преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, расширяется с каждым годом.

«Ситуация с телефонным мошенничеством остаётся критической: это каждое шестое совершаемое преступление или 16% от всего массива преступных деяний, - подчеркнул представитель пресс-службы ведомства. - В среднем жители области ежедневно переводят телефонным мошенникам около 6 млн рублей. За этот год ущерб от дистанционных хищений денежных средств превысил 1,6 млрд рублей, при том, что весь прошлый год обошёлся южноуральцам в 1 млрд рублей. Для сравнения: ещё пять лет назад ущерб от телефонных мошенников составлял 176 млн рублей в год».

Самые распространённые схемы мошенничеств – когда «разводят на деньги» под видом сотрудников банка или правоохранительных органов, следом идут мошенничества под предлогом «ваш родственник попал в ДТП», на торговых интернет-площадках, якобы инвестирование на бирже или в криптовалюту, а замыкает пятерку лидеров мошенничество в социальных сетях, связанное со взломом аккаунта. Кроме того, фиксируется рост мошенничеств, совершаемых путем расспроса персональных данных для оформления кредитов через личные кабинеты банковских приложений и «Госуслуг».

«Каждый раз мы спрашиваем у потерпевших, слышали ли они ранее о данном виде преступлений, - рассказали в полиции. – По результатам такого опроса, 92% потерпевших были ранее осведомлены из СМИ, но, тем не менее, стали жертвами психологического воздействия злоумышленников. Наша цель – сформировать у населения устойчивый навык автоматического прекращения беседы с мошенником. Победить мошенника можно только одним способом – прекратить разговор с ним».

Полицейские рекомендуют остерегаться предложений о «быстром» и «легком» заработке в интернете, и обращают внимание на то, что сотрудники силовых структур не проводят следственных действий по телефону, не отправляют фото служебных удостоверений и не осуществляют совместных звонков с представителями банковской сферы. Подобная очередность и взаимосвязь звонков сразу должна насторожить любого гражданина.

Правила финансовой кибербезопасности

Мошенники постоянно изменяют свои тактики и техники, чтобы повысить вероятность успешного обмана.

«Цель − создать впечатление у потенциальной жертвы, что разговор ведется с сотрудником банка, и выудить конфиденциальную персональную и банковскую информацию для совершения несанкционированных операций или побудить жертву самостоятельно перейти на поддельный сайт и далее уже установить программу удаленного управления устройством жертвы (например, телефоном), - отмечает директор Росбанка в Челябинске Сергей Арещенко. - Поэтому любой входящий звонок, особенно на котором под предлогом спасения денежных средств просят срочно предпринять какие-либо действия, нужно ставить под сомнение. Лучше всего прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по телефону с оборотной стороны карты. Альтернативный вариант - написать в чат в мобильном приложении. Важно помнить, что, связываясь с клиентом по телефону, сотрудник банка никогда не просит озвучить полные реквизиты банковской карты (полный номер, срок действия, 3-х-значный код с оборотной стороны карты (СVV2/CVC2)), одноразовые пароли подтверждения операции, оформить «зеркальную» заявку на кредит для отмены якобы нелегитимной попытки оформления кредита на ваше имя, установить какие-либо приложения на ваш номер мобильного телефона, перевести денежные средства на «безопасный» счет под предлогом их спасения и так далее. Банк на постоянной основе информирует клиентов о новых мошеннических схемах по всем доступным каналам: через PUSH и СМС, в мобильном приложении, памятки при выдаче карт, почтовые рассылки, экраны банкоматов, специальную страницу сайта и в наших соцсетях, в офисах обслуживания, а также при общении с клиентами через контакт-центр».

Эксперты говорят о том, что финансовое поведение разных возрастных категорий отличается: молодёжь предпочитает электронные ресурсы, держит деньги на картах и покупки совершает чаще в онлайн-формате, а пожилые люди предпочитают наличные деньги и покупки совершают вживую.

«Но и те, и другие клюют на удочки мошенников, ведь преступники используют правдоподобные предлоги, — поделился мнением руководитель школы инвестиций и трейдинга «Торгуй» Иван Коптелов. — Звонят даже якобы от мобильных операторов, ссылаясь на истекающий договор с абонентом, просят активировать какие-то коды, чтобы продлить его. Некоторые на это ведутся. Все мошенники – отличные психологи. Поэтому в первую очередь они давят на проблемы людей, на личные обстоятельства, связанные с детьми, близкими родственниками. Человек впадает в панику, теряет голову и совершает поступки, которые сам потом не может объяснить. Что парадоксально: казалось бы, времена сложные, но деньги у людей есть. Зажиточнее других именно пенсионеры, особенно те, которые получают прибавки к пенсии по возрасту. У любого из них на счету всегда есть как минимум 1 млн рублей. В моей практике встречался пенсионер, которому удалось скопить даже 4 млн рублей, потому что он жил один и деньги практически ни на что не тратил. Финансовые мошенники играют на опасениях людей эти накопления потерять. Важное правило кибербезопасности – быть хладнокровным. И внимательно следите за каждым своим словом! Когда мне звонят с незнакомого номера, я отвечаю фразой «Алло!» Нельзя говорить слово «Да» или отпускать подобные утверждения («Хорошо», «Конечно», «Согласен»), потому что потом они могут быть использованы без вашего ведома с целью вас обокрасть. Если меня спрашивают на том конце провода: «Это Иван Коптелов?», я никогда не скажу «Да!» Вместо этого произношу: «Я вас слушаю!»

Где обучат бесплатно?

Люди пожилого возраста по оценкам социологов составляют 47% от числа жертв интернет-мошенников. Одна из причин такого положения дел это низкий уровень «цифровой» грамотности пожилых людей.

«В совокупности с возрастными факторами, такими как снижение когнитивных функций, доверчивость, эмоциональность, создается такая «питательная среда» для попадания в сети мошенников, - рассуждает руководитель одного из Добро.Центров в Челябинске, председатель Совета Истории Хороших Дел Ольга Лиховидько. – Поэтому мы регулярно проводим обучающие занятия для пенсионеров, не только даем «цифровые» знания, но и в обязательном порядке прорабатываем вопросы безопасности и защиты от мошенников в интернете, организуем психологические тренинги по типу «Скажи «НЕТ» мошеннику!» На одно из последних занятий пришёл 71-летний мужчина, который отдал мошенникам около 100 тыс. рублей якобы за покупку акций известной корпорации. Другая наша «студентка» отдала «за защиту денег на счету» якобы сотрудникам Центробанка больше 300 тыс. рублей. Многие участники курсов рассказывали про поступавшие звонки от «полиции» или «следственного комитета», где также их склоняли совершить какие-то манипуляции с их сбережениями в банках».

Челябинских пенсионеров бесплатно обучают цифровой грамотности и по линии регионального министерства информационных технологий, связи и цифрового развития.

«Ежемесячно проводим по два курса, - прокомментировали в пресс-службе ведомства. - Собираются группы примерно по 30 человек. 16 октября начинается новый поток по обучению пожилых людей «Цифровой гражданин». Интенсив бесплатный. Предварительная запись ведётся по телефону: 8-351-218-22-77. Главной целью интенсива является вовлечение пожилых людей в мир информационных возможностей. Слушателей учат пользоваться почтой, мессенджерами, социальными сетями, банковскими и другими сервисами, также получать государственные услуги в электронном виде».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах