aif.ru counter
53

Кризисы становятся нормой. Это время найти новые возможности для бизнеса

Кооперация, оптимизация, новые каналы продаж - кризис должен научить предпринимателей другим формам ведения бизнеса.
Кооперация, оптимизация, новые каналы продаж - кризис должен научить предпринимателей другим формам ведения бизнеса. © / pixabay.com

В 2020 году Россия и весь мир попали в уникальную ситуацию, которую эксперты называют «идеальным штормом». Волна экономического кризиса была перекрыта волной пандемии нового коронавируса. Из-за режима самоизоляции парализованным оказался бизнес, в основном средний и малый. Закрыты прежние рынки сбыта и каналы распространения.
Надо научиться жить в кризис, потому что эти процессы будут только ускоряться. Так считает бизнес-тренер, директор АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб.

Страна на паузе

– Станислав Николаевич, в каком положении сейчас малый, средний и крупный бизнес? Кто пострадал сильнее?

– Крупный бизнес, скорее всего, не почувствует каких-либо изменений. Чаще у них непрерывное производство. Всё, что связано со снабжением, поставкой сырья, отправкой продукции, обеспечением энергоресурсами, продолжает работать. И большие денежные суммы продолжают курсировать по стране.

Среднему бизнесу, включая небольшие производства, пришлось закрыться и уйти на карантин. Для них наступило время неопределённости: курс доллара подскочил (импортные комплектующие подорожали), границы закрылись. Когда Китай в течение двух месяцев был на карантине, поставки оттуда полностью прекратились. Есть повод ждать всплеска импортозамещения, перехода на отечественные комплектующие и оборудование. Это будет сложно, мало ниш осталось. Но ещё большая проблема в информированности: одни не знают, где взять продукцию, другие не знают, кому это надо. И здесь роль государства очень важна. Сейчас уникальное время, когда можно поспособствовать появлению новых производств, рабочих мест.

Микробизнес (услуги, туризм, производство, ориентированные на физлиц, потребителей) пострадал больше всего. Здесь стоит вопрос о выживании. Они не знают, как эффективно работать со своими клиентами на удалёнке и что делать. По статистике только 14% бизнеса в России имеет сервис-системы – платформы для удалённой работы, 64% вообще не задумывались, чтобы установить такое программное обеспечение.

– У большинства упаднические настроения…

– Такого набора раздражителей раньше не было. И сейчас на первый план выходит даже не экономический кризис, а психологический. Люди сейчас озабочены только своей безопасностью. Мозг посылает единственный импульс: надо подождать, понять, что происходит. Для обычного наёмного работника, пенсионера или ребёнка это нормально. Но для предпринимателя… Вся страна поставлена на паузу, привычных каналов продаж (выставки, нет­воркинг, переговоры, конференции, встречи) сейчас нет и, думаю, следующие месяц-два не будет. А это значимое количество сделок. Это губительно для любого бизнеса, запасов прочности, скорее всего, не хватит. Но страшно другое: сейчас большинство предпринимателей бездействует. 

Мир не будет прежним

– Что делать бизнесу в условиях изоляции и карантина? Особенно тем, кто не может существовать без живых клиентов?

– Для начала понять, что мир не будет прежним. Онлайн-сервисы на 100% вошли в нашу жизнь. Многие о них только узнали, но за время изоляции смогут их изучить и понять, что пользоваться ими удобно и просто. Это кардинально изменит потребительские привычки. А значит, надо определить главную компетенцию своего бизнеса и начинать доставлять её через новые каналы – удалённо. Во время изоляции нужно сохранить связь со своей целевой аудиторией и стараться её расширить. Через скидки, подарки, прямые эфиры и видеоуроки. Коммуникацию останавливать нельзя, самые активные в этот период смогут перераспределить рынок в свою сторону.

Следующая тема – кооперация и партнёрство. Кризисы учащаются (это становится нормой), и проходить их в партнёрстве гораздо легче. Рассмотрим пример. У предприятия сто сотрудников. В кризис при сжатии рынка падает маржа, растёт нагрузка, связанная с содержанием всего персонала, не позволяет компании существовать. Месяц-два простоя оборачиваются банкротством. Другая ситуация – когда компания работает с аутсорсингом (передача части функций другой компании). В кризис объём сторонних услуг она просто сокращает (например, пиар или услуги клининга). Это не смертельно для обеих сторон, так как тот же клининг работает с несколькими организациями. Но всё это требует перестройки мышления и выхода из зоны комфорта. Стоит пересмотреть форматы бизнеса – увеличивать долю стимулирующих выплат (в зарплате сотрудников. – Ред.), ставя их в прямую зависимость от результата. Нужны новые социальные контракты внутри бизнеса. 

Битва за кошельки

– В Челябинской области режим самоизоляции продлили до 30 апреля. Ждать ли ухудшения положения к концу месяца?

– Челябинская область в неплохой ситуации. Уже 42 вида бизнеса вернулись к своей деятельности при соблюдении всех карантинных мер. Южноуральские предприниматели, кроме конкурентного преимущества, получили защиту от шока, который был бы в случае полной остановки бизнес-активности. Это говорит, что область показала успехи в борьбе с коронавирусом. В каких-то регионах ситуация серьёзнее. И здесь для челябинского бизнеса наступает отличное время, когда можно отвоевать клиентов, выйти на новые рынки внутри страны и закрыть потребности при существующей логистике.

– Как вы оцениваете меры поддержки для предпринимателей, которые приняли президент страны и власти региона? Федеральные – в основном говорят об отсрочке налогов и отчислений. Регион уменьшает налоговые ставки…

– Эти меры беспрецедентные. Отсрочка на полгода в целом ничего хорошего не несёт, но, с другой стороны, это возможность для компаний пополнить оборотные средства. Кроме того, Правительство РФ рассматривает рассрочку уплаты налогов. Региональные меры направлены на то, что бизнес может ещё и значительно сэкономить на обязательных платежах. Этим надо пользоваться, а не просить «укол» или «капельницу» из денег. Открывающие возможности и меры господдержки надо использовать, чтобы резко поменять ситуацию в свою пользу – стать лучше, чем до кризиса.

– Какие последствия ждут простых граждан? Ждать ли массовых увольнений, роста цен?

– Сложно сказать, как жизнь изменится после кризиса. С одной стороны, вырос курс доллара. Мы остаёмся зависимыми от импорта, значит, многие товары подорожают. На это накладывается резкое снижение потребительского спроса. Ритейлерам придётся пойти на снижение маржи, чтобы сохранить рынок. Тогда нас ждёт битва гигантов за целевую аудиторию и её кошельки. Скорее всего, битва будет идти не рекламой, а распродажами. Потребителей приучили к скидкам, многие покупают только товары с распродаж. Кроме того, экономия будет возведена в культ. Пока трудно сказать, какой тренд победит. Прогнозы – дело неблагодарное. 

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах