Крупнейшая железнодорожная катастрофа произошла в ночь на 4 июня 1989 года под городом Ашой в Челябинской области. В результате утечки газа из-за аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье» в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск» произошел мощный взрыв и сильный пожар. Трагедия унесла жизни более 780 человек, среди них было много детей.
После трагедии на месте катастрофы родственники погибших установили мемориал. На гранитной плите напасано 675 имен, в братской могиле захоронено 327 урн с прахом. Спустя несколько лет здесь был возведен памятник жертвам трагедии и построена железнодорожная платформа «1710 км», на которой ежегодно 4 июня останавливаются все проходящие электропоезда.
Железнодорожная катастрофа под Ашой стала крупнейшей в истории России и СССР.
При встрече двух поездов, возможно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа.
Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия.
Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.
После трагедии была создана Ассоциация пострадавших и родственников, погибших под Ашой.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
- Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла, - из воспоминаний очевидцев.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Существует теория заговора, что данная катастрофа якобы является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников. Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
- На месте трагедии я не был, но снимал в тот день в ожоговом центре, куда везли пострадавших. Одних направляли в челябинскую ГБ№6, других - в Уфу, - рассказывает фотокорреспондент АиФ-Челябинск Александр Фирсов. - Людей было много, врачи кое-как справлялись.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
623 пострадавших стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Очевидцы вспоминают, что в 1989-м место катастрофы производило жуткое впечатление. Казалось, по нему прошелся огненный смерч - на 250 гектарах все было выжжено, выкорчевано, обезображено.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР: Генергард Сергей, Девятов Олег, Козловский Алексей, Кулаженков Андрей, Михайлов Александр, Масалов Артем, Смыслов Сергей, Шевченко Андрей, Петров Станислав.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Возле каждого больного дежурил доброволец, на крыльце стояла очередь, чтобы занять это место. Местные жители несли котлеты, картошку, все, что просили раненые.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Известно, что ожоговым больным нужно много пить. Медикам некуда было ступить: все подоконники и пол были уставлены банками с компотом.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Среди пострадавших было много детей. Например, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сын.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Английский пластический хирург Колин Рейнер (в центре), который спасал пострадавших в ашинской катастрофе 1989 года, позже получил награду от южноуральского региона.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
После трагедии на месте катастрофы родственники погибших установили мемориал.
Железнодорожная катастрофа под Ашой стала крупнейшей в истории России и СССР.
При встрече двух поездов, возможно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа.
Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия.
Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.
После трагедии была создана Ассоциация пострадавших и родственников, погибших под Ашой.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
- Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла, - из воспоминаний очевидцев.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Существует теория заговора, что данная катастрофа якобы является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников. Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
- На месте трагедии я не был, но снимал в тот день в ожоговом центре, куда везли пострадавших. Одних направляли в челябинскую ГБ№6, других - в Уфу, - рассказывает фотокорреспондент АиФ-Челябинск Александр Фирсов. - Людей было много, врачи кое-как справлялись.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
623 пострадавших стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Очевидцы вспоминают, что в 1989-м место катастрофы производило жуткое впечатление. Казалось, по нему прошелся огненный смерч - на 250 гектарах все было выжжено, выкорчевано, обезображено.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР: Генергард Сергей, Девятов Олег, Козловский Алексей, Кулаженков Андрей, Михайлов Александр, Масалов Артем, Смыслов Сергей, Шевченко Андрей, Петров Станислав.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Возле каждого больного дежурил доброволец, на крыльце стояла очередь, чтобы занять это место. Местные жители несли котлеты, картошку, все, что просили раненые.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Известно, что ожоговым больным нужно много пить. Медикам некуда было ступить: все подоконники и пол были уставлены банками с компотом.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Среди пострадавших было много детей. Например, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сын.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
Английский пластический хирург Колин Рейнер (в центре), который спасал пострадавших в ашинской катастрофе 1989 года, позже получил награду от южноуральского региона.
©
АиФ / Фото Александра Фирсова
После трагедии на месте катастрофы родственники погибших установили мемориал.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|