1378

Как дурят стариков? Мошенники пользуются доверием и беспомощностью пожилых

АиФ-Челябинск №21 25/05/2016
коллаж Александра Фирсова / АиФ

Сводки полиции пестрят сообщениями о мошенничествах, совершённых в отношении пожилых южноуральцев. Как правило, у пенсионеров всегда есть накопления на чёрный день, а самое главное - они наивны как дети.

Кто говорит?

«Позвонила милая девушка, назвала меня по имени и фамилии. Поинтересовалась, как живу, есть ли какие-то проблемы. Завязался душевный разговор, - вспоминает 83-летняя Марина Ивановна из села Долгодеревенского. - Пожаловалась на одинокую жизнь, рассказала про большой частный дом. Слово за слово, и я даже не заметила, как сообщила ей и адрес, и паспортные данные. И самое главное - когда у меня пенсия».

Бабушка опомнилась на следующий день. Кому же понадобилась такая информация? Вспомнила, что на другом конце провода ей даже не представились. Тут же собрала все документы и отнесла внучке. «Там спокойней, а то вдруг за мной придут», - решила она.

Телефонные мошенничества остаются одними из самых распространённых. В феврале стражи правопорядка Магнитогорска завершили расследование уголовного дела, возбуждённого по 26 таким фактам хищений средств путём обмана и злоупотребления доверием. Двое мужчин набирали случайные номера телефонов и, если отвечал пожилой человек, представлялись полицейским или адвокатом. Далее шла баллада о том, что родственник пенсионера, став виновником крупного дорожно-транспортного происшествия, покинул место ДТП. Но теперь его поймали, и для освобождения необходима крупная сумма. В процессе беседы старики сами не замечали, как называли имена своих родных. Общий ущерб обманутых составил около 1,1 млн рублей.

Как ни абсурдно звучит, но мошенникам удаётся провернуть махинации, даже прикинувшись сыном или внуком жертвы. Тихим надломленным голосом они сообщают, что пострадали в аварии либо заболели, но денег на лечение не хватает. Взволнованные пенсионеры выполняют все инструкции - либо отдают деньги приезжающему товарищу «родственника», либо идут к банкомату и сами перечисляют средства. Таким образом пенсионерка из Южноуральска в декабре прошлого года отдала «лжесыну» около 130 тысяч рублей.

Что за «приколы»?

Иной раз в поисках жертвы злоумышленники ходят по квартирам. По будням дома преимущественно находятся одинокие пенсионеры. Кто-то да откроет дверь. Самые распространённые прикрытия - представиться почтальоном, соцработником, коммунальщиком или сотрудником пенсионного фонда. Такая схема в апреле сработала в Чесме. Постучавшиеся «социальные работники» поведали пенсионерке о некой денежной реформе, проходящей в стране. Чтобы не выбыли из обращения имеющиеся у граждан сбережения, они якобы проводят перепись номеров и серий денежных купюр. Доверчивая старушка, ни о чём не догадываясь, отдала 36 купюр номиналом 1 000 рублей и отлучилась в соседнюю комнату за паспортом. Этого времени хватило, чтобы обменять деньги на 36 банкнот «Банка приколов», то есть на сувенирные бумажки. Вернувшейся всучили в руки конверт. Та, не пересчитывая деньги, проводила визитёрш. Обман вскрылся гораздо позднее.

Но как не открыть дверь, если тебе обещают вручить выигрыш или новое пособие? Так в конце апреля жительницу Южноуральска обрадовал пришедший на дом якобы работник местной администрации. В честь майских праздников он «принёс» ей дополнительные выплаты - 6 тысяч рублей. Протянув две пятитысячные купюры, он попросил поискать сдачу. 88-летняя пенсионерка дала ему 4 тысячи рублей. Уже вечером она обнаружила, что у неё остались вовсе не деньги, а нарисованные банкноты «Банка приколов».

Кого ждать в гости?

Обмануть могут даже соседи. Именно таким образом, за дружелюбность, в январе поплатился 82-летний пенсионер из Верхнего Уфалея. 27-летний парень, забежавший «проведать» одиноко проживающего соседа по лестничной площадке, распылил в ванной газовый баллончик, силой втолкнул туда деда и запер его там. В припрятанном кошельке ветерана он нашёл 90 тысяч рублей. С собой захватил и другие попавшиеся на глаза ценности.

В гости могут прийти и цыгане. Злоумышленницы высматривают потенциальную жертву в местах массового скопления людей, например на рынке, и незаметно идут следом до квартиры. Постучавшись в дверь, они просят стакан воды либо предлагают купить шали и прочие предметы народного потребления. Пока хозяйка отвлекается на просьбу, обыскивают квартиру. В Копейске и Коркино были случаи, когда цыганки убеждали хозяйку, что на ней порча, а они готовы помочь, но за деньги.

Даже кража мобильного телефона сейчас может дорого обойтись, ведь часто к сотовым номерам «привязаны» банковские карты.

Кому товар?

Пожилая чета из посёлка Красногорского Еманжелинского района в марте впустила в дом неизвестных, представившихся медработниками. «Исследовав» 82-летнюю бабушку с помощью принесённого аппарата, они «выявили» у неё проблемы с тромбом. После чего для укрепления здоровья рекомендовали приобрести специальные уколы, пообещав сделать скидку на лекарства в случае получения предоплаты. Испугавшись, та подписала бумаги и внесла предоплату. Молодые люди дружелюбно пообещали принести лекарства после обеда и больше не появились.

Обидно остаться без денег, но и от купленных товаров порой никакого прока. Манипуляторы давят на психику стариков, внушая им, что без мощного пылесоса, новейшего фильтра для воды или БАДа они не смогут обойтись. Даже такое направление есть - «агрессивные продажи». Как правило, демонстрируя свойства техники, злоумышленники прибегают к хитростям, например, специально разбрасывают по квартире мусор, чтобы наглядно показать, как стало чисто. Порой навязываемые товары действительно качественные, но цену за них предлагают необоснованную.

Комментарии к проблеме

Татьяна Никитина, министр социальных отношений Челябинской области:

- Социальные работники обслуживают на дому пожилых людей только после предоставления необходимых документов и оформления заявления. Клиентов они посещают по утверждённому графику, предварительно предупредив. Пенсионер, за которым закреплён такой специалист, знает телефон не только своего соцработника, но и заведующего отделением соцобслуживания на дому. При смене соцработника человека своевременно уведомляют.

Другая уловка -  якобы помощь «детям войны». На самом деле такой категории льготников нет.

Любовь Каленик, пресс-секретарь АО «Челябинск­горгаз»:

- В области участились случаи мошеннических действий под предлогом проверки исправности газового оборудования. Работники компаний «Челябинскгоргаз» и «Газпром газораспределение Челябинск» одеты в специализированную форму и имеют при себе служебное удостоверение, в котором указаны наименование и логотип компании, ФИО и должность работника, его фотография и печать организации. Если остаются сомнения, можно позвонить в службу 04 или по телефонам, указанным в договоре на техобслуживание, и уточнить, проводится ли проверка оборудования по вашему адресу и числится ли в организации данный работник.

Андрей Бабин, психотерапевт:

- Обворовывание пенсионеров - это действительно бич. Ведь они как дети, открытые и легко внушаемые в силу возраста. Моих родителей тоже обманывали. Предлагали пылесос за 130 тысяч, хотя в магазине он стоит 20 тысяч рублей. Пожилые люди порой беспомощны как физически, так и морально. Научить их быть осторожными и бдительными подчас уже невозможно. Нужно убедить пенсионеров не открывать дверь незнакомым людям. Дети должны опекать престарелых родителей, почаще навещать их. А в любой подозрительной ситуации пенсионеры должны советоваться с родственниками.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах