Ровно 35 лет назад, в ночь с 3 на 4 июня 1989 года, под Ашой произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории России и СССР. В эпицентре мощнейшего взрыва газа оказались два встречных поезда. Погибли сотни людей, столько же остались инвалидами. К годовщине трагедии chel.aif.ru собрал хронологию событий той страшной ночи и воспоминания очевидцев, ставших невольными участниками трагедии.
Роковая встреча
Встречу двух пассажирских поездов на 1710 километре Транссибирской магистрали иначе как роковым стечением обстоятельств не назовёшь. Составы должны были пересечься в 35 километрах от этого места. Однако оба отставали от графика.
3 июня в 19:03 скорый поезд № 211 Новосибирск — Адлер отправляется из Челябинска, куда прибыл с опозданием на полтора часа. На станции в хвост состава цепляют ещё один вагон — в нём ученики школы № 107 и хоккеисты молодёжной команды «Трактор 73». Поезд трогается. В нём — 20 вагонов. В большинстве из них — семьи с детьми, группы школьников. Они едут на юг, к морю.
В 22 часа бригада одного из проходивших в районе 1710 километра поездов чувствует запах газа и предупреждает диспетчера. Проблему собираются решать утром. Движение поездов не останавливают.
В 23:41 из Уфы отправляется скорый поезд № 212 Адлер — Новосибирск. На момент прибытия на станцию его отставание от графика составляло более часа. В составе поезда 17 вагонов.
Следовавший с курьерской скоростью поезд № 211 к моменту прибытия в Ашу почти навёрстывает отставание от графика. Но на станции задерживается — у одного из маленьких пассажиров поднялась температура. Тем временем поезд № 212 объезжает станцию Улу-Теляк по боковому пути, обгоняя состав с нефтепродуктами.
В 1:13 оба поезда въезжают в плотное белое облако. Через минуту гремит взрыв — такой силы, что обшивки вагонов разлетаются на километры, в радиусе 12 км от эпицентра в домах выбивает стёкла. Покорёженные вагоны сходят с рельсов. Поезда охватывает пламя.
«Папа, у меня в ручках кофеты?»
«Хоть я была и маленькая, но помню всё как сейчас: взрыв, пламя, крики, страх... Слава Богу, все в моей семье остались живы, но забыть это невозможно. Мы ехали в третьем вагоне в 211 поезде, была ночь... мой папа был в другом вагоне (он был в видеосалоне). Когда прогремел взрыв, мы подумали, что началась война. Папа как-то оказался на улице и пошёл, сам не зная куда — от взрыва помутнело сознание, — но, как оказалось потом, шёл он по направлению к нам. Мы стояли в середине купе и не могли выбраться, всё капало и всё горело, не могли выбить стекло, но потом оно само разбилось из-за температуры. Мы увидели папу и стали ему кричать, он подошел, мама выкинула нас (детей) ему в окно, было очень высоко и так мы выбрались. Было очень холодно, ноги прилипали к земле. Мама взяла одеяло зубами, так как руки были обожжены, закутала меня и мы шли несколько километров по рельсам, по мосту, по которому ездят только поезда, было ужасно темно. В общем, если бы папа пошел в другую сторону, всё бы сложилось по-другому», — вспоминала события той ночи Татьяна С.
Взрыв на путях произошёл из-за утечки на трубопроводе, находившемся менее чем в километре от железной дороги. Погода стояла жаркая, безветренная. Сжиженный газ скопился в низине у рельсов и предположительно вспыхнул из-за искры от токоприёмника одного из локомотивов. Гигантский пожар охватил площадь в 250 гектаров, взрывная волна выкорчевала деревья, а рельсы скрутило в петли.
«Ехали в купе, с нами ехала молодая мамочка с мальчиком 6-8 месяцев и её мама. Взрыва не слышал ни я, ни дочь, мы с ней и проснуться не должны были, наверное. Супруга с дочкой спали на нижней полке, я на верхней. Бабушка с внуком на нижней, молодая мама на верхней. Спал на животе, и тут как из погреба: „Валера, Валера...“ Открыл глаза: купе горит. „Бога мать, где Олеся?“ Перегородок нет, стал раскидывать остатки перегородок, кожа на пальцах как на сваренных сосисках вывернулась сразу. „Папа, папа...“ Нашёл! В окно, маме! „Папа, это война? Это немцы? Пошли домой скорей...“ Бабушку с внуком в окно. „Спасите Наташу!“ Верхнюю полку вместе с ней сорвало, сидит в углу, полка на голове. Шифоновое платье растаяло на ней, вся в пузырях. Рукам моим больно, попытался спиной, обжёг о таящий дерматин. Поднимается с полкой. Вырвал полку руками, голова проломлена, виден мозг. Кое-как в окно её и сам туда же.
Мы шли пешком. Я через 20 лет после аварии прошёл тот путь ещё раз. Это было правильное решение тогда. Кто-то лез в реку, в воду, там и умирал, кто бежал в лес. Жена с сломанным голеностопом несла на спине доченьку. Она не плакала, не кричала, четвёртая степень ожогов, нервные окончания сгорели. На полустанке — две-три казармы — собралось человек 30. Дикие крики выживших, как будто разом проснулись все мертвецы в мире. Через какое-то время подошёл пожарный поезд, обезумевшие люди кинулись к нему, пожарным ничего не оставалось делать, кроме как забрать людей и вернуть в Улу-Теляк. „Папа, ты почему такой страшный? Папа, у меня в ручках конфеты (пузыри ожоговые)?“, — последнее, что я слышал от неё. Доченька умерла 19 июня, в полном сознании в страшных мучениях, отказали почки... Мне сказали об этом, предварительно накачав морфием, на девятый день. Рвал бинты, волком выл... Гроза, такой я не слышал ни до, ни после, ливень ураганный в тот день. Это слёзы ушедших. Через год, день в день,19 июня родился сын...» — рассказал ещё один участник событий. Свою маленькую дочку он помнит до сих пор. Каждый год её фотография 19 июня появляется в группе, посвящённой памяти трагедии.
«Хоронили урны с прахом»
Место крушения превратилось в настоящий ад. Выжившие пытались выбраться, взрослые спасали из огня детей. В нескольких вагонах ехали молодые солдаты, они поспешили на помощь тем, кто был рядом.
«Мой друг Андрей Долгачев попал в этот ад, когда ехал из армии домой в город Новоаннинский Волгоградской области, поезд № 211, вагон 9. Вагон не опрокинуло, но выгорел он полностью. В ту ночь Андрей вытащил из вагона обгоревшую беременную женщину, судьба её мне неизвестна. Ожогов у него было не очень много (около 28%), правда, глубокие. Скончался Андрей через две недели после катастрофы в Свердловском ожоговом центре. Ему было 18 лет. Семья была бедная, хоронили всем городом», — рассказал Владимир Б.
«Мой родной дядя — Киртава Резо Ражденович, 19 лет, после учебки ехал в другую воинскую часть. В ту ночь он вытащил из горящего поезда больше десяти детей, ехавших из лагеря. Получил ожоги, несовместимые с жизнью (80%), ожоги были получены как раз во время спасения детей. Скончался на четвертый день после катастрофы. Посмертно награждён... В его честь была названа улица в селе, где он родился и вырос, в Грузии», — написала Тамара Б.
На помощь потерпевшим спешат местные жители. Людей отвозят в больницы на машинах, автобусах, телегах. Машинист направлявшегося следом грузового поезда Сергей Столяров отцепляет цистерны с нефтью и везёт на локомотиве раненых и обожжённых людей на станцию Улу-Теляк. Делает три рейса — и ещё два с прицепленной к электровозу платформой.
На место прибывают пожарные расчёты, спасатели, на зарево пожара едут скорые. Пассажиров доставляют в больницы Аши, Иглино, Катав-Ивановска. Самых тяжёлых отправляют в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Самару, Москву на вертолётах. Местные больницы переполнены, под поступающих пациентов освобождают целые отделения. Люди выстраиваются в очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших. Тела раненых и погибших помогают разбирать молодые курсанты. По словам участников событий, в поисках останков приходилось просеивать землю.
«Я отлично помню, тогда, в 89-м, 10 классов закончила и поступала в Уфу. Сестра у меня в мединституте училась. Их тогда срочно всех вызвали на дежурства. Такое рассказывала! А парни из Аши, которые на учениях военных были поблизости от трагедии... наши сверстники... поседели», — вспоминает подписчица посвящённого трагедии паблика.
Точное число погибших до сих пор не известно. По одним данным, жертвами катастрофы стали 575 человек, по другим — 645, из них 181 ребёнок. Увечья получили 623 человека. Однако многие эксперты считают, что погибших было больше. Не все останки удалось идентифицировать.
«У нас возле морга стояли рефрижераторы с трупами. Целыми днями привозили родственников на автобусах на опознание. Жуткое зрелище — смотреть, как перекладывают обугленные тела», — пишет Максим К.
«У меня погибли пятеро в той катастрофе: родной брат Серёжа, его жена Ирочка, сынок брата Сашенька, которому на тот момент было шесть месяцев, Серёжина тёща Валентина Ивановна и родная сестрёнка Ирочки, Оксаночка, ей на тот момент было 10 лет. Они ехали в Белово, в гости к родственникам. Тел не нашли, хоронили урны с прахом. Объяснили нам, что момент взрыва пришёлся как раз на те вагоны, где они ехали. Мне тогда было 17 лет. Много лет ждали и не верили, что все погибли, надеялись, что хоть кто-то жив, но нет, проходило время, и мы все больше осознавали, что все-таки все погибли. Стали поминать их в церкви...» — говорит Ирина В.
«Помним о трагедии»
На месте катастрофы установлен мемориал. На гранитной плите — имена жертв катастрофы, а в братской могиле похоронены 327 урн с прахом. Позже здесь возвели памятник и построили платформу, куда каждый год приезжают близкие тех, чьи жизни забрала роковая ночь.
Соболезнования родным погибших 4 июня выразил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
«Эта трагедия унесла жизни сотен людей, очень многие пострадали от ран и ожогов. В эпицентре катастрофы оказалось немало наших земляков, в том числе детей, были там и юные хоккеисты команды „Трактор“. Беда коснулась сотен южноуральских семей. Челябинская область бросила все силы на помощь пострадавшим. День и ночь работали наши врачи, спасатели, волонтёры. Спасали жизни людей. Устраняли последствия чудовищного взрыва. Мы помним об этой трагедии, чтим память погибших, благодарим тех, кто не жалел сил и времени ради помощи людям», — подчеркнул глава региона.
В ХК «Трактор» также почтили память юных хоккеистов своей молодёжной команды. Ребята были в поезде, который следовал на юг, — направлялись в Краснодар на сбор урожая.
«На тот момент двукратные чемпионы СССР в своем возрасте. К сожалению, девять из них больше никогда не вернулись домой. Навсегда в наших сердцах», — появилось сообщение в Telegram-канале хоккейного клуба.
Катастрофа на железной дороге под Ашой. Фотохроника трагедии 35 лет спустя
![При встрече двух поездов, возможно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a3210eff00895cc2e246aa9752ad7965.jpg)
![Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/2fd8c7eb261665f827f28be228373ea1.jpg)
![Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/b2dff8c0714133f8b972595d351e71db.jpg)
![После трагедии была создана Ассоциация пострадавших и родственников, погибших под Ашой.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/950559580e0fc0003d10e4bd09819269.jpg)
![- Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла, - из воспоминаний очевидцев.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/18e783451cebf1239a3ba327b034c8a6.jpg)
![Существует теория заговора, что данная катастрофа якобы является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a7f2e53534b8ce2b3888067b432dbaf5.jpg)
![По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/fb476c76516e04e9fad8d72a0e5aaf3c.jpg)
![Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников. Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/7b851c62229c4ad9b8020b73557d7420.jpg)
![Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/88d4f6c94ce729c26d20d5fc5f58bc43.jpg)
![Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/7a7513630742c0a1ae1451f70ff8a6ca.jpg)
![Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/9df9c03cfe3959ffedc63de2e05c1c2d.jpg)
![- На месте трагедии я не был, но снимал в тот день в ожоговом центре, куда везли пострадавших. Одних направляли в челябинскую ГБ№6, других - в Уфу, - рассказывает фотокорреспондент АиФ-Челябинск Александр Фирсов. - Людей было много, врачи кое-как справлялись.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/925f72c2547b92a22c30efe97d87d150.jpg)
![623 пострадавших стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/b8f154e7036622b01fed6ee19b1d57b4.jpg)
![После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/f13bf4ef842e45085ff803514f8b6193.jpg)
![Очевидцы вспоминают, что в 1989-м место катастрофы производило жуткое впечатление. Казалось, по нему прошелся огненный смерч - на 250 гектарах все было выжжено, выкорчевано, обезображено.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/0000bcbe619afb81cfda94a968681fdd.jpg)
![В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР: Генергард Сергей, Девятов Олег, Козловский Алексей, Кулаженков Андрей, Михайлов Александр, Масалов Артем, Смыслов Сергей, Шевченко Андрей, Петров Станислав.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a69cb1b3cc1acedc0f8106284b465aac.jpg)
![Возле каждого больного дежурил доброволец, на крыльце стояла очередь, чтобы занять это место. Местные жители несли котлеты, картошку, все, что просили раненые.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/8c280fa2e17ea31fa02d8bedab605271.jpg)
![Известно, что ожоговым больным нужно много пить. Медикам некуда было ступить: все подоконники и пол были уставлены банками с компотом.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/ca98a2e37a364640a2742a2afddd72df.jpg)
![Среди пострадавших было много детей. Например, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сын.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/9de5a65c178ea4fa3770909bcce377df.jpg)
Катастрофа на железной дороге под Ашой. Фотохроника трагедии 35 лет спустя
![Железнодорожная катастрофа под Ашой стала крупнейшей в истории России и СССР.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/2c2f04afa162df2d691a80ddaf4fd01c.jpg)
![При встрече двух поездов, возможно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a3210eff00895cc2e246aa9752ad7965.jpg)
![Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/2fd8c7eb261665f827f28be228373ea1.jpg)
![Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселённом районе.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a1318f8c9d3745f6d62c7306adc0e867.jpg)
![Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/b2dff8c0714133f8b972595d351e71db.jpg)
![После трагедии была создана Ассоциация пострадавших и родственников, погибших под Ашой.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/950559580e0fc0003d10e4bd09819269.jpg)
![- Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла, - из воспоминаний очевидцев.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/18e783451cebf1239a3ba327b034c8a6.jpg)
![Существует теория заговора, что данная катастрофа якобы является одной из многих техногенных катастроф в последние годы существования СССР, связанных с деятельностью американских спецслужб.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a7f2e53534b8ce2b3888067b432dbaf5.jpg)
![По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/fb476c76516e04e9fad8d72a0e5aaf3c.jpg)
![Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников. Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/7b851c62229c4ad9b8020b73557d7420.jpg)
![Взрывом были повреждены 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов — до степени исключения из инвентаря, 26 — выгорели изнутри.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/88d4f6c94ce729c26d20d5fc5f58bc43.jpg)
![Длина фронта пламени составила 1500—2000 м. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Зарево было видно за десятки километров.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/7a7513630742c0a1ae1451f70ff8a6ca.jpg)
![Воздействие ударной волны привело к сходу 11 вагонов. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/9df9c03cfe3959ffedc63de2e05c1c2d.jpg)
![- На месте трагедии я не был, но снимал в тот день в ожоговом центре, куда везли пострадавших. Одних направляли в челябинскую ГБ№6, других - в Уфу, - рассказывает фотокорреспондент АиФ-Челябинск Александр Фирсов. - Людей было много, врачи кое-как справлялись.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/925f72c2547b92a22c30efe97d87d150.jpg)
![623 пострадавших стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Среди погибших был 181 ребенок.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/b8f154e7036622b01fed6ee19b1d57b4.jpg)
![После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/f13bf4ef842e45085ff803514f8b6193.jpg)
![Очевидцы вспоминают, что в 1989-м место катастрофы производило жуткое впечатление. Казалось, по нему прошелся огненный смерч - на 250 гектарах все было выжжено, выкорчевано, обезображено.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/0000bcbe619afb81cfda94a968681fdd.jpg)
![В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР: Генергард Сергей, Девятов Олег, Козловский Алексей, Кулаженков Андрей, Михайлов Александр, Масалов Артем, Смыслов Сергей, Шевченко Андрей, Петров Станислав.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/a69cb1b3cc1acedc0f8106284b465aac.jpg)
![Возле каждого больного дежурил доброволец, на крыльце стояла очередь, чтобы занять это место. Местные жители несли котлеты, картошку, все, что просили раненые.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/8c280fa2e17ea31fa02d8bedab605271.jpg)
![Известно, что ожоговым больным нужно много пить. Медикам некуда было ступить: все подоконники и пол были уставлены банками с компотом.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/ca98a2e37a364640a2742a2afddd72df.jpg)
![Среди пострадавших было много детей. Например, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сын.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/858/9de5a65c178ea4fa3770909bcce377df.jpg)