Я отношусь по мечту жительства к одной из поликлиник в центре Челябинска — на улице Каслинской, 60а. Дозвониться, чтобы вызвать врача, попасть на прием, не отсидев в очереди к специалисту 3-4 часа, застать на месте администратора здесь невозможно никогда. И, к сожалению, в период пандемии ситуация ухудшилась, но подобной она была и до нее.
Я вынуждена была обратиться к терапевту с подозрением на ковидную пневмонию в начале октября. Диагноз позже подтвердился. Сначала попыталась вызвать врача на дом. Дозванивалась в течение трех часов, но единственный телефон, фиксирующий вызовы, был наглухо занят.
Пришлось с температурой 38,5 идти в поликлинику. В холле висят плакаты: останьтесь дома и вызовите врача. Это сделать практически невозможно. Я заняла очередь в кабинет, где сидит тот самый администратор, что принимает вызовы. Кроме меня, здесь стояли еще человек десять-двенадцать. Очередь продвигалась крайне медленно: то «вис» компьютер, то кто-то пролезал «только спросить». Среди стоящих появилась народная забава: люди показывали друг другу телефоны и смеялись, сколько телефонных звонков они сделали в этот самый кабинет, прежде чем вынуждены были приехать в поликлинику. Кто-то показывал цифру 150, другой — 500. Все в этой очереди себя чувствовали плохо, имели симптомы ОРВИ, но вынуждены были прийти: на работу отправиться в таком состоянии просто не могли.
Мне удалось сделать вызов, и я отправилась домой. Врач, молоденькая девушка лет 23, пришла в районе 20 часов этого же дня. Послушала меня, сказала, что дыхание тяжелое и хрипы слева. «Ковид?» - спросила я. «Начнем с ОРВИ», - ответила она и назначила антибиотики.
Через неделю лечения мне надлежало самой прийти к участковому терапевту на прием. Я записалась заранее на сайте Госуслуг, но у кабинета уже сидели человек 20. Люди возмущались: по сложившейся традиции, приходилось проводить в очереди по 3-5 часов! Среди больных была беременная женщина, которую то и дело отгоняли от себя больные: «Девушка, отойдите, у меня положительный результат на ковид, вам опасно». Будущая мама искала свободный от народа кусок коридора, но не могла. Я попала в кабинет врача, спустя три часа. Женщина в очереди рассказывала, что в минувший свой визит вышла из поликлиники, официально работающей до 19 часов, в 21-30, и за ней еще сидели в очереди три человека.
Спустя неделю пожилая мама почувствовала себя плохо, и я опять кое-как, с сотой попытки, дозвонилась до поликлиники для вызова врача на дом. Администратор сказала, что врач придет в течение двух суток. У мамы высокой давление, сильное головокружение, тошнота. Недавно она перенесла операцию по поводу перелома бедра. На следующий день позвонила врач и сказала, раз симптомов ОРВИ или коронавируса нет, особенно температуры, то она не придет. То есть что, терапевт теперь реагирует только на ковид? Лежачий пациент 80 лет в период пандемии остается без медицинской помощи?
В холле медучреждения висит расписание врачей. Большинство позиций гласит: «Врач на учебе», «Врач на больничном», «Приема нет». Недавно из неотложной службы поликлиники уволились несколько врачей, информация попала в СМИ, все их места до сих пор вакантны: желающих здесь работать крайне мало, терапевты ведут по несколько участков. Моя участковая тоже перенесла ковид, поэтому разговаривает с пациентами на одном языке и руководствуется не только теорией, но и практикой.
Попасть к узким специалистам проблематично: талонов почти никогда нет, запись ведется за пару недель. Единственный шанс — успеть урвать время на сайте Госуслуг. Очередь в кабинет ВК всегда на пол-этажа, и это — не последствия ковида. Так было всегда.