Примерное время чтения: 7 минут
861

Зоя – святая. Челябинский художник напишет картину о Космодемьянской

На грандиозной картине 6 на 4 метра Константин Фокин изобразил все ключевые фигуры революции 1917 года.
На грандиозной картине 6 на 4 метра Константин Фокин изобразил все ключевые фигуры революции 1917 года. Из личного архива

В Челябинске сейчас создаётся, пожалуй, самая большая картина – речь идёт о полотне «Рождение нового мира», посвященном революции 1917 года. Автор картины – известный художник Константин Фокин. Живописец-монументалист, создатель многих картин на исторические темы, а также росписей в знаковых местах Челябинска.

Почему Пугачёва и Разина не любили популяризовать даже в СССР? Кто считает Зою Космодемьянскую святой? И кто работает на «Великом Чердаке»? Об этом и многом другом наша беседа.

На одной улице с Суриковым

Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: - Картина, конечно, грандиозная. Каковы её размеры?

Константин Фокин: - Она в полтора раза больше «Боярыни Морозовой» - 6 метров на 4 метра 20 сантиметров. Я картину Василия Сурикова упомянул неслучайно – мы ведь с ним родились на одной улице в Красноярске. Помню, мне было 14 лет, я уже ходил в изостудию, когда нам показали репродукцию этой картины – я был под большим впечатлением. Сказал, что буду писать такие же работы.

- А какой у вас был первый рисунок?

- Патефон – я его нарисовал, когда мне было 5 с половиной лет. Мне очень нравился патефон своей необычной формой – мне казалось, что там внутри живёт маленький человечек и поёт. Я тогда тяжело болел, и рисование мне помогло. Хотя я и музыкантом хотел стать.

А учёба давалась нелегко – в художественном училище поначалу у меня были самые плохие оценки. Меня даже хотели выгнать за профнепригодность. Но уже к концу второго курса я стал одним из лучших.

- Почему для столь грандиозной картины вы выбрали именно тему революции?

- У меня есть и картина, посвящённая 1905 году. Просто это действительно эпохальные события, которые не вычеркнешь из истории. Уверен, что и Ленин, и Сталин останутся в веках. Тема сложная, поэтому картину «Рождение нового мира» я пишу уже почти 20 лет.

Я, кстати, сейчас пишу статью «Мифы о Сталине». Я 1940 года рождения, и помню, как люди в лаптях ходили, и сохой пахали. Убеждён, что с 1917 года и по 80-е годы Россия пережила величайший взлёт. Потом коммунисты, конечно, выродились, но долгое время у людей была надежда и цель.

Понимаете, многих партийных деятелей во времена Сталина сажали за хищения, а вовсе не по политическим мотивам. Например, был один такой начальник – людей раздевал и охоту на них устраивал. Даже при царе такого не было. Ну как тут не арестовать и судить!

Бунтовать – это неприлично!

- У вас среди картин есть работы, посвящённые Степану Разину, Емельяну Пугачёву. Вас всегда привлекали бунтари?

- Отец у меня был историк, он и привил любовь к истории. И опять же пример Сурикова.

В 1971 году была круглая дата со дня казни Разина. Я хотел найти о нём литературу, но отыскал всего три издания. Так что и Разин, и Пугачёв вовсе не были популярными героями в советское время, как многие привыкли думать. Уже тогда государство беспокоилось о том, чтобы не было критики власти, популяризации бунтовщиков.

- Можно вспомнить, как Василию Шукшину не разрешили снять фильм о Разине.

- Верно. Однажды пришёл ко мне Герман Вяткин, тогдашний ректор ЮУрГУ. Посмотрел картины и спрашивает: «Почему вас всё время протест против власти?». Я удивился: «А чем же она так хороша, что и покритиковать нельзя?». Вяткин головой покачал: «Это неприлично». Тогда я ответил: «Приличий не придерживаюсь».

В искусстве приличия вообще понятие размытое. Так, у меня есть картина «Проститутки», где четыре обнаженные фигуры – это не только проститутки, но и символы времён года, и времени суток. А себя я изобразил в виде сутенёра. Картину посчитали настолько скандальной, что сняли с выставки в 1996 году и позже, во второй раз. Назвали порнографией. Но порнография может быть и без обнажённой натуры, это всем известно.

- Прочитал, что вы собираетесь написать картины о Зое Космодемьянской и Владимире Маяковском. Почему именно эти герои вас привлекли?

- Считаю, что Зоя равна святым. Народ до сих пор ходит на её могилу, почитает. Она в Бога не верила, но она сделала больше, чем иные верующие. Надеялась не на будущую жизнь, а на свою порядочность.

А Маяковский – мой любимый поэт. И как личность он мне нравится – прямой, никогда не лукавил. Когда увидел, что идёт перерождение идеалов, в которые верил, не смог с этим смириться. Понимал, что его время истекало, он становился не нужен.

- Думаю, ему бы очень понравилась современная эпоха – с Интернетом, различными гаджетами. Наверняка, стал бы стихотворным блогером.

- Конечно! Он же футурист, очень современная фигура! Между прочим, Сталин защитил его от шельмования.

«Потрясен! Здесь никаких металлургов!»

- Знаю, что вы создали для ресторана «Уральские пельмени» уникальную роспись – куда она пропала?

- Да, эта роспись «Радость жизни» длиной 37 метров находилась в ресторане. Там было 140 персонажей, воплощающих темы охоты, рыбалки, музыки. Были даже обнажённые мужчина и женщина, что в советское время многих шокировало. Один журналист признался: «Я потрясен! Никаких металлургов!».

Но ресторан купили, а роспись уничтожили.

- Поразительно, насколько у нас не умеют сохранять даже столь недавнее наследие. Сравните с Японией, где одна из гостиниц существует с 717 года нашей эры.

- К сожалению, Челябинск – город не для искусства. Я это понял, как только сюда приехал. Искусству здесь уделяют внимание в последнюю очередь. На первом месте промышленность, а из искусства, наверное, лишь театры имеют значение. Даже выставочный центр уже не наш – в своё время художники вложились в его создание, а его потом приватизировали и отдали какому-то бизнесмену из Москвы. Так что мы там больше не хозяева.

И работать приходится в тяжёлых условиях. Например, в моей мастерской, где я тружусь с 1974 года, холодно, протекают потолки – однажды из-за этого картины были испорчены. Отношение к художникам и у коммунальщиков, и властей одинаковое.

- А правда, что вы однажды по этому поводу с Петром Суминым поспорили?

- Правда. Он собрал как-то деятелей искусства, и я сказал, что галерея уже десять лет не выставляла местных художников. Он так посмотрел и спросил: «Это кто такой?». И я ответил: «Городской сумасшедший». Сумин согласился выделить 300 тысяч на музыкальные инструменты, и я тут снова не выдержал – заявил, что таких денег хватит лишь на одну трубу. Разговор, конечно, получился очень эмоциональный. При всех прямо заявил: «Я свободный художник, от вас не завишу. Поэтому могу говорить всё, что угодно».

- Почему вы назвали себя однажды «блудным сыном Рембрандта»?

- Просто моя шутка. Хотя у меня есть картины, где обыгрывается произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Себя бы я лучше назвал самым свободным художником. Потому что всегда делал всё, что хотел. Даже в росписях для различных государственных учреждений. Помню, сделал эскиз для росписи ГПТУ в честь Победы – там был изображен Сталин. Худсовет просто облалдел. Я объяснил, что присутствие Сталина объясняется тем, что он руководил обороной страны во время Великой Отечественной войны. И худсовет согласился.

Вообще, заказы были самые разные. Однажды я даже учебник для слесарей иллюстрировал.

- Подрастающее поколение художников вас вдохновляет?

- Безусловно. Я ведь преподаю в Челябинском институте культуры, а также организовал творческое объединение «Великий чердак» для юных художников. Вскоре у объединения будет большая выставка – около 200 работ. Есть ребята очень талантливые. Среди юных художников сейчас больше девушек, чем юношей, а вот раньше было наоборот.

Правда, ребята нуждаются в помещении – нам как-то предложили мастерскую, а потом вдруг отобрали. Надеюсь, что кто-нибудь нам поможет, и «Великий чердак» обретёт свое пристанище.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах