Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Аргументы и Факты
chel.aif.ru
16+
Челябинск
Примерное время чтения: 11 минут
703

Не роняй сценарий, не мой голову! Какие табу боятся нарушить актёры театра

Для актёров выход на сцену — целый ритуал.
Для актёров выход на сцену — целый ритуал. Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

О том, что актёры чрезвычайно суеверны, знают, пожалуй, все. Наверняка, многие слышали про нелепый с виду ритуал с «сидением на сценарии». Так поступают абсолютно все деятели театра и кино, если во время репетиции вдруг роняют текст. Но чтобы его поднять, нужно не просто опуститься на лист «пятой точкой», но и встать в таком положении. Коллеги в окружении не издадут ни смешка, — понимают, что это вполне всерьёз. Без этого игра актёра, а то и премьеры в целом обречена на провал.

Корреспондент chel.aif.ru на примере Челябинского театра драмы имени Наума Орлова убедился: кажущиеся с виду дурацкими приметы и прочие необъяснимые явления действительно имеют под собой реальную почву. И простыми совпадениями многого не объяснить.

Про синяки и старые гвозди

Если научно, то примета — это устойчивая связь двух явлений, одно из которых понимается как знак, а второе — как его толкование, обычно в виде прогноза на будущее. Но к ним относятся те толкования, которые базируются на коллективном опыте и фиксируются в коллективной памяти.

У каждого актёра своя, личная примета.
У каждого актёра своя, личная примета. Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

Так и у артистов — не сел на упавший текст, провалил спектакль. Коллективный опыт об этом говорит, а коллективная память запоминает. А как быть с опытом персональным и индивидуальной памятью? У труппы Челябинского драмтеатра есть и то, и другое.

«Про сидение на сценарии вы уже рассказали? — смеётся актёр Антон Дмитров. — Это, я бы сказал, общетеатральное суеверие. Но, я думаю, у каждого из нас есть своя, личная, примета. У меня, например, такая: если я в процессе репетиции как-то порезался или упал, ушибся и синяк поставил, для меня это значит, что спектакль получится. Кроме того, перед выходом на сцену я не мою голову. Может быть, это со студенческих времён ещё, как перед экзаменом. А ещё есть театральная такая штука, если сдача прошла плохо, то премьера пройдёт гениально. Это называется „закон второго спектакля“».

Большая роль? Значит, нашли большой гвоздь!
Большая роль? Значит, нашли большой гвоздь! Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

Свой закон, личное суеверие есть у каждого актёра. Заслуженная артистка РФ Татьяна Каменева, например, верит, что найденный на сцене гвоздь нужно обязательно поднять.

«Большой гвоздь — хорошая роль, большая. Маленький гвоздик — маленькая роль. Но всё равно это хлеб. Ещё никогда лично я и очень многие артисты не срезают и не подрезают волосы перед премьерой».

А Мария Трофимова, например, перед началом каждого спектакля выходит на сцену и здоровается с неё: «Либо нужно прикоснуться к планшету сцены, либо нужно подойти к кулиске, обняться, погладить, поздороваться, получить эту энергию и уже дальше идти работать».

Выйдя на сцену, нужно поздороваться.
Выйдя на сцену, нужно поздороваться. Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

С кем здоровается актриса? Да ни с кем и со всеми сразу. Хранитель музея театра, знаток всей его истории и закулисья Александр Краснов относится к таким проявлениям дружелюбия только положительно. Кто, как не он, знает, что помимо театральной труппы, гримёров, костюмеров, монтажёров сцены, администрации и прочих обитателей театральных стен, его протяжённые коридоры наполнены множеством других персонажей.

Невидимые обитатели

«Современное здание драмтеатра появилось в 1982 году на месте старого, ещё дореволюционного кладбища. Вот такой парадокс! И поначалу предыдущие „обитатели“ этой земли явственно давали о себе знать — постоянно что-то скрипело, как будто кто-то ходит, громыхало, падало... У нас премьера на носу — „Любовь Яровая“, а тут такая чертовщина!»

Всерьёз опасавшиеся подвоха от потусторонних сил вполне себе советские театральные деятели, некоторые даже члены партии, пошли на смелый по тем временам шаг — они соорудили импровизированную звонницу их имевшихся в реквизиторский театра колоколов. Их в 30-е годы передали после разграбления городских церквей.

Александр Краснов не верит в приметы. Или шутит?
Александр Краснов не верит в приметы. Или шутит? Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

«Мы даже пригласили регента из единственного в те времена Свято-Симеоновского храма, и она научила нас различным канонам колокольного звона. И вот под благовест или перезвон мы проводили репетиции, — вспоминает Александр Краснов. — И 5 сентября 1982 года благополучно дали премьеру. И привидения, как будто, ушли в отпуск».

Кстати, позже, в 1987 году те колокола передали недавно вновь открывшемуся Свято-Троицкому храму, где они висят по сей день.

Призрак «Хлебного Банкира»

Один обитатель потустороннего мира, по словам хранителя музея, всё же уходить отказался, и всё ещё бродит по этажам. А их в театре аж 12 — шесть обычных, три — над сценой и ещё три — под уровнем земли. Этого неспокойного обитателя условно называют «Хлебным Банкиром».

Кладбище, на месте которого возвели здание театра, располагалось рядом с городским элеватором — огромной серой 40-метровой башней. На её фасаде красовалась надпись «Челябинский элеватор государственного банка». Имелось в виду хлебного банка — зернохранилища.

Где-то по этим коридорам бродит призрак.
Где-то по этим коридорам бродит призрак. Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

Однако, неосведомлённые об истинном значении этого слова некие грабители залезли в кабинет управляющего, «банкира», где тот, якобы, спрятал свои сокровища, а затем, не выдержав давления кредиторов, ушёл из жизни. Ничего они, конечно, не нашли. А разгневанный призрак управляющего до сих пор рыщет по окрестностям в поисках незадачливых воришек.

Упавшие афиши и новый худрук

«Я в приметы не верю. Но что-то „такое“ вокруг театра есть», — улыбается Александр Краснов и вспоминает случай 1973 года, который произошёл на гастролях в Куйбышеве (ныне — Самара).

Тогда у городского театра поставили массивные стеклянные витрины с афишами предстоящих гастролей. Они благополучно простояли несколько месяцев в ожидании приезда челябинских артистов, а едва те ступили на волжскую землю, мощнейший ветер повалил конструкции на землю и разбил часть витрин.

Челябинский драмтеатр стоит на месте Элеваторного кладбища.
Челябинский драмтеатр стоит на месте Элеваторного кладбища. Фото: Челябинский театр драмы им. Наума Орлова

«И вот именно те, чьи фотографии оказались под стёклами, решили покушать в театральной столовой. И отравились! Некоторых даже госпитализировали».

Гастроли, тем не менее, прошли, и прошли с успехом. Именно тогда игру челябинских актёров увидел главный режиссёр Казанского русского театра Наум Орлов, и настолько был очарован ей, что переехал в Челябинск и возглавил драмтеатр, которым руководил вплоть до своей кончины в 2003 году.

Но главная мистика, считает Александр Краснов, в том, что Орлов был худруком Челябинского драматического ровно 30 лет. А впервые он познакомился с ним в 1943-м, когда чуть не вошёл в его труппу. А это тоже 30 лет!

Вот и не верь в приметы!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах