Примерное время чтения: 10 минут
1872

Рок навсегда. Челябинская группа выпустила диск через 26 лет после распада

"Firetower": единственное цветное фото группы. АиФ

Вышел в свет альбом челябинской рок-группы «Firetower». Он называется «Near Death Experiences», и является переизданием на компакт-диске кассетной записи 1993 года. 

Поколению современных рокеров это название вряд ли что-то скажет. Однако для тех, кто отрывался на концертах тяжелого рока в начале 90-х, ныне вполне респектабельных господ «за 40», выход альбома стал поводом вернуться в лихую молодость. А для самих участников группы, теперь уже далеких от музыки, - возможностью поставить точку в короткой, но яркой истории, которая могла направить всю музыкальную сферу региона совсем в другое русло.

На голом желании

У истоков группы стоял несостоявшийся художник Серж Подолий. Он не умел ни играть, ни петь, однако безумно хотел стать рок-звездой. Благо, энергии у 15-летнего парня было в избытке, и он пустил её на поиск состава и репетиционной базы, найти которую в эпоху тотального дефицита на музыкальную аппаратуру было делом архисложным.

Своими мечтами и захватывающими перспективами Серж, взявший псевдоним Райдер, заразил бас-гитариста локально известной группы «Армия Спасения» Дмитрия Устюжанина. К ним примкнул панк-тусовщик по прозвищу Леня Задов (ныне хозяин популярного челябинского кафе), а затем ритм-секция известной блюзовой команды «Австралийцы». Вскоре Устюжанин предложил название «Firetower» - в кельтских мифах так называлось самое горячее место ада – и в самом конце января 1990 года группа приступила к репетициям в Доме пионеров и школьников Советского района. Оттуда вышло множество групп, вошедших в «золотой фонд» челябинского рока. Взять, к примеру, Гарри Ананасова.

«Firetower»: первый состав группы
«Firetower»: первый состав группы Фото: АиФ

Музицировали строго по расписанию по полтора часа в день два раза в неделю. Тогда группа играла тяжелый панк-рок, однако конечной целью был трэш-метал, который играла модная тогда «Metallica». К известности пятерка шла, не чураясь никаких скандальных выходок – вроде ломания гитар во время концертов и катания по сцене на пятой точке.

Вскоре за барабаны сел гитарист «Армии Спасения» Влад Кудрин, Задов покинул коллектив, Устюжанин вернулся к бас-гитаре, а на роль лидер-гитариста был взят Максим Блюменталь по прозвищу Мэд Макс. До начала 1992 этот состав «Firetower» был классическим. А после того, как группа съездила в первые гастроли в Белорецк (Башкирия) и дала серию аншлаговых концертов в Челябинске, в ней перестали видеть кучку фриков, а впервые заговорили как о сильных музыкантах и авторах эффектных сценических шоу.

«Firetower»: второй состав
«Firetower»: второй состав Фото: АиФ

«Говорят, одного желания мало? Неправда! Весь наш путь от момента создания до распада – это исключительно - и только – желание, - уверен вокалист группы Серж Райдер. – К началу репетиций у меня не было ни слуха, ни голоса. Но была слепая вера в успех и желание идти к нему, не считаясь с трудностями. Считаю, что если эти два компонента есть в жизни любого человека – он непременно добьется того, чего хочет. Будь то финансовое состояние, слава или власть».

Пиво, секс и Кастанеда

В начале 1992-го «Firetower» вновь стал квинтетом. Вторым гитаристом группы стал Константин Чернов по прозвищу Cat Black. Благодаря связям в формировавшейся в начале 90-х бизнес-элите и широкому кругу влиятельных знакомых, он вытащил группу на новый уровень. В ход пошел тотальный пиар – группа выпускала собственную газету, вела передачу на ТВ и, фактически, контролировала всю сцену челябинского тяжелого рока. Из наивных любителей «Firetower» стал профессиональным коллективом, который стал зарабатывать деньги на своих выступлениях.

«Рядом с нами крутились красивые девушки, наш статус позволял. Имена даже записаны, а образы, увы, стерты из памяти. Это были соблазны и пороки бурной юности. Мы были “прыщом на заднице” челябинских гопников, объектом уважения и обожания в музыкальной тусовке», - вспоминает Дмитрий Устюжанин.

По словам музыкантов, они любили эффектно появиться на тусовке в кожаных куртках и с длинными распущенными волосами в окружении хорошеньких девушек в мехах, по внешнему виду явно из другого социального круга.

«Тогда мы испытали все пороки, сопутствующие рок-музыке, кроме, пожалуй, наркотиков. Пиво рекой, беспорядочный секс, драки, погромы в концертных залах. Да, мы этим жили и считали нормой. И при этом читали Кастанеду, Бодлера, Кафку, Фейхтвангера. И еще – всегда умели мечтать», - отметил Серж.

«Firetower»:
«Firetower»: "золотой" состав. Перед концертом в ДС "Юность". Фото: АиФ

Мечты и необузданное желание стать известными привели группу к концерту с тогдашними «богами» российского тяжелого рока – группами «Ария» и «Коррозия Металла» в ДС «Юность» в апреле 1992-го. Тогда «Firetower» услышали пять тысяч человек, а группу заметил продюсер столичных коллективов и пригласил в феврале 1993-го на фестиваль в Москву.

Но чуть раньше, в декабре 1992-го группа засела в челябинской профессиональной звукозаписывающей студии «U-Sound» для записи первого и, как оказалось, единственного альбома «Near Death Experiences». В него вошли 11 лучших композиций, сочиненных коллективом за время  существования. Запись заняла всего около 10 дней, к тому же с перерывами. Однако как такового издания альбом не получил. Музыканты растиражировали его на аудиокассетах с самодельной, нарисованной вручную обложкой, и поехали в Москву.

«Объективно, до широкой известности оставался один шаг. Еще каких-нибудь полгода, максимум год – и мы котировались бы на уровне самых крутых российских команд. Однако по позвращении в Челябинск мы не выдержали славы. Сделали огромный шаг вперед в виде альбома, но на второй у нас не хватило сил», - объясняет Райдер причину распада группы в марте 1993-го.

Жизнь после смерти

Оказалось, что каждый стал «тянуть одеяло на себя», предлагать собственное видение следующего альбома. В итоге Серж и Макс создали новый проект «Ordovic», а Кудрин и Чернов осели в столице с собственным проектом «Home of Вaba Yaga». Как показало время, оба оказались нежизнеспособными.

С тех пор в жизни музыкантов одной из самых успешных южноуральских рок-групп произошло многое: Райдер стал профессиональным журналистом, Устюжанин занялся рекламой, Чернов растворился где-то в Германии, а Блюменталь умер в новогодние праздники в 2015-м. И только Кудрин до сих пор остался в музыке, создав не менее успешный проект «Indigo Diva».

«Объективно, на “Firetower” давно можно было бы поставить крест. И только один факт не давал этого сделать – отсутствие альбома. То есть он как бы вышел. Песни давно доступны в интернете, но вещественного воплощения, которое можно потрогать, поставить послушать, не было. Это не давало покоя, как будто вся наша жизнь прошла напрасно», - посетовал Райдер.

И вот результат творчества одной из самых ярких групп Челябинска увидел свет.

Опередившие время

Инициатором второго выхода альбома стал предприниматель из Златоуста Анатолий Металов, хозяин компании «Metal Race records», специализирующейся на выпуске альбомов групп тяжелого рока.

Анатолий Металлов и Дмитрий Устюжанин с диском группы.
Анатолий Металов и Дмитрий Устюжанин с диском группы. Фото: АиФ

«Музыка и подача“Firetower”  уникальны. Это еще и история моего родного края, если так можно сказать. Тут мы как краеведы - хотим оставить документальное подтверждение тому, что Урал - это сакральное место и творческий дух, который живет в людях и генерирует поистине нетленные произведения! Музыка “Firetower” в прямом смысле "дышит". Когда я получил мастер диск из студии после реставрации и ремастеринга и слушал его, у меня ни на минуту не возникло сомнений в искренности материала. Лично мне казалось, что я участвовал в одной из черных месс, которую проводят музыканты в данный момент. Это дорогого стоит. Музыканты “Башни” опередили свое время, создав нечто настолько уникальное, чему аналогов нет и, наверное, не будет. Редкий случай, когда на ранней постсоветской метал-сцене рождался такой вот шедевр: в нем нет ни только плагиата, а даже просто параллель провести с кем-то весьма проблематично. Это музыка на века и интересна она будет для любого слушателя в любое время!» - рассказал Анатолий Металов.

Альбом выполнен в черно-белых «ретро»-тонах, содержит брошюру с текстами песен и уникальными фото группы времен бурной деятельности.

Обложка альбома.
Обложка альбома. Фото: АиФ

С момента выхода альбома и до распада группы Райдер успел разослать по всему миру около 300 кассет. В списке адресов – Германия, Нидерланды, страны Скандинавии, Финляндия, Великобритания, США, Австралия, Филиппины, Израиль… Примерно через полгода пошли отклики. Группе предложили контракты на выпуск альбома три известнейших западных фирмы, им предложила совместный тур по Уралу немецкая группа «Running Wild». «Firetower» ждали с концертами в Финляндии, Норвегии, Польше, но выступать к тому моменту было уже некому.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах