В 2020-м большинство музыкантов вынуждены были сидеть без работы. Ушли в вынужденный творческий отпуск. Челябинский рокер Гарри Ананасов не стал исключением. Уверяет, что карантин – самое время для экспериментов. В период строжайшей самоизоляции и экономического кризиса он собрал на краудфандинг-сервисе деньги на запись новой пластинки и выпустил трибьют.
- Вообще идея сделать трибьют у меня появилась ещё пару лет назад, всё руки не доходили, - вспоминает Гарри Ананасов. - Я никогда не брал деньги за свои песни, я их дарил всегда. Вот, например, поп-группа с челябинскими корнями «Мишель» периодически пользуется моим репертуаром, и, вы знаете, со стороны кажется, что весьма недурно. Молодой коллектив из Омска «Бикфордов шнур» прислал мне свой трек на мою песню «Девушки не против», потом еще одна группа попросила мою песню. Я понял: раз песни стали уходить в народ – значит, пора. Трибьют – это, прежде всего, признание коллег. В трибьюте песни определенного автора исполняют другие музыканты, коллеги по цеху. В моём случае это Юра Богатенков с группой «Резиновый дедушка», Саша Чесноков - гитарист «Гражданской обороны» (кстати, сейчас у него свой проект «Коллекция бабочек»), группы «Томас», «Дубрава», «Преферанс», Анна Морозова (солистка группы «Мишель») и многие другие. Мой «Анансовый трибьют» стал вторым в истории южноуральской музыки официально изданным на компакт-диске и интернет-платформах альбомом. Первый, насколько я знаю, был у Олега Митяева. Как только разрешат концерты, обязательно устроим презентацию в большом зале с хорошим светом и звуком! А ещё в пандемию я стал писать рассказы мемуарного толка о нашей молодости, о чудачествах, об интересных людях, с которыми встречался и встречаюсь. Возможно, впереди книга, сборник.
Старая попса уже воспринимается с ностальгической улыбкой
- С одной стороны трибьют – признание коллег, конечно. Но не означает ли это, что другим просто нечего петь? Нет ли дефицита репертуара?
- Дефицит репертуара – это восприятие возрастное. Мы начинали в 80-х, 90-х годах. С тех пор сменилось уже несколько музыкальных поколений. То, что происходит сейчас, на мой взгляд, такое днище! В песнях топовых артистов много чернухи, матерщины, похабщины. В моде сатанинские знаки. Больно осознавать, что молодёжь всё это впитывает как губка. Всякие Жени Белоусовы, «Ласковый май» и прочая попса, которую мы ненавидели, сегодня воспринимаются с ностальгической улыбкой. Я даже иногда их слушаю. С одной стороны, в любое время старшее поколение брюзжит, мол, нет хороших песен, шутки пошлые. С другой стороны – их реально практически нет сейчас! Я заглянул у дочери в TikTok, там кривляются или несут всякую ересь. Не то, что книжки и журналы читать – уже трехминутное видео смотреть лень – придумали короткое…ужас какой-то! Открываешь интернет или включаешь телевизор – чего делать не нужно – и с экрана льётся чернуха. Кто-то кого-то обокрал, кто-то кого-то зарезал, наводнения, катастрофы, коррупция; у нас даже новостей нормальных не осталось! На центральных каналах в тренде пошлые шутки, слово «ж*па» в порядке вещей. В сериалах артисты первого эшелона матерятся уже в открытую. Естественно, это отражается и на музыке.
- Совсем никого из молодых музыкантов не отметишь? Может, всё-же есть таланты?
- Монеточка мне нравится, у неё есть интересные поэтические и мелодические моменты. Кроме того, она оказалась созвучна своему поколению, своему времени. У Гречки одна песня нравится. Так что, стараюсь следить за молодежью.
- Псевдонимы такие у всех странные, правда? «Монеточка», «Гречка», «Гарри Ананасов»…
- Да назовись ты хоть «стул», главное, что ты поёшь и как! (смеётся – Прим.авт.) Ещё в школьное время мы с друзьями увлеклись рок-музыкой. Сначала, конечно, была форма, содержание пришло позже, лет после 25. Форма в конце восьмидесятых была привлекательная – Виктор Цой, «Аквариум», «Алиса»… Мы тоже ломали голову, как выпендриться, ярко себя представить. У Шевчука есть такой лирический герой - Иван Помидоров, мне хотелось чего-то такого же – фруктово-овощного. И решил – буду Ананасовым! В 1993 году друзьям взбрело в голову: «Есть же Бари Алибасов, а ты тогда - Гарри Ананасов!» Приросло моментально. Помню рецензию на мой альбом в журнале «Ровесник». Корреспондент написал про меня: «Ни имидж, ни псевдоним артиста не соответствуют тому, что он играет. Парень играет рок, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз. А псевдоним у него как у залихватского шансонье!» Одно время я обламывался, а потом решил: псевдоним не несет агрессии, настраивает на что-то веселое и светлое, чем я и являюсь. Я пишу песни так, как я вижу мир, а я его вижу через призму добра и света. Вполне возможно, что для кого-то наши песни заполняют небольшую нишу в темном сумраке повседневности. Кстати, жёсткие песни у меня тоже есть, но я не позволяю себе использовать нецензурную лексику.
Без надежды скуксимся!
- Ты говоришь, «устроим презентацию». Но по слухам, до 2022 года не будет концертов…
- С этими запретами ситуация бедовая. 2 июля я отмечал день рождения, сделал маленький анонс в соцсетях для друзей: мол, друзья, жду вас по предварительной записи в одном из баров. И адрес. Кто-то накапал, настучал, и утром в бар нагрянул Роспотребнадзор. Естественно, отмечать не дали. Пришлось срочно всех обзванивать, писать, что всё отменяется. Человек двадцать самых близких пригласил домой, квартира у меня не очень большая… Осенью я звонил в один из челябинских клубов, где играют живую музыку, пытался договориться о презентации своей пластинки, но мне отказали, потому что Роспотребнадзор запретил им работать в режиме концертной площадки, можно работать только как кафе. Понимаете, речь о маленьком клубе, где соберётся от силы сто человек! В то же время стадионы собираются, спортивные залы, бассейны и бани работают. Что за странная такая фильтрация? Одни противоречия, мягко скажем. Остаётся только надеяться, что к весне это всё закончится. Без надежды нам в Челябинске жить нельзя, иначе мы тут все скуксимся.
- Но всё-таки речь о вирусе, ты сам-то не переболел ещё?
- В моём окружении переболел уже каждый второй. Наверное, и я тоже. Как только появилась возможность, в сентябре выехал в гастрольный тур по России. Сыграл 34 концерта за два месяца, то есть практически через день выступал. В Барнауле слёг. Скорее всего, это была «корона», но тестов я не сдавал. Переболел в лёгкой форме, жил у друзей, они, по иронии судьбы, оказались врачами, как раз работают в ковидном госпитале, так что я был под наблюдением. Пришлось концерты прервать, а как только я выздоровел, начались новые запреты.
- Ты много ездишь по стране и за её пределами. Почему не переезжаешь из Челябинска?
- Вот всегда так снисходительно про Челябинск все спрашивают. Какая разница, где я живу? Записывать песни и выступать можно где угодно. Но, конечно, я сам понимаю: чтобы продвигаться дальше, нужно большую часть времени находиться в Москве. Именно в Москве, даже не в Санкт-Петербурге. Я это стараюсь делать. Весь музыкальный потенциал – авторы, инструменталисты, продюсеры – все в Москве. Есть ощущение, что жизнь проходит где-то стороной. Но здесь всё-таки дом, близкие. Примерно восемь месяцев в году я гастролирую, четыре суммарно нахожусь в Челябинске. И меня это устраивает.
- Ты следишь за тем, что происходит в городе, в области? Новости читаешь?
- Меня мало интересуют указы, что происходит в верхах, обсуждение бюджетов на 2021 год. И так все понятно. Это проходит мимо меня, я ничего от государства не жду, ни на что не рассчитываю. Зато я из окна наблюдал два пожара – когда взорвался кислородный баллон в ГКБ№2, и когда горела маршрутка. Фотографировал из окна и выкладывал в соцсети. Друзья со всей страны удивлялись, что у нас в Челябинске опять происходит.
Дед Мороз с папиными глазами
- В детстве ты верил в Деда Мороза?
- Да, класса до третьего! Причём в Деда Мороза традиционно наряжался мой папа. Я видел глаза отца, но кроме глаз была же ещё борода из ваты! И я продолжал верить, что просто это Дед Мороз похож на папу. У себя дома мы устраивали детские утренники: переворачивали старый диван, накрывали красивой тряпкой и ставили кукольные спектакли.
- А сам Дедом Морозом ни разу не наряжался?
- Кажется, было дело: в конце девяностых в ресторане кто-то просил об этом, кого-то я заменил, но вспомнить не могу.
- Какому новогоднему подарку в своей жизни ты был искренне рад?
- Лет в 12-13 родители подарили гитару. В первом классе я пошел в музыкальную школу, на пианино, но как-то педагогам не удалось заинтересовать меня, и я забросил занятия. А родители очень демократичные, из-под палки в музыкалку никто не гнал. Помню, приходим из гостей после новогодней ночи, а дома под ёлкой в полиэтиленовом мешке лежит гитара. Играть толком я научился только спустя года четыре. Гитара стояла на почётном месте в комнате, играть на инструментах, сделанных в то время, было тяжело, неудобно, потом она сломалась, купили другую, но подарок был славный! В то время вообще любой подарок был в радость. Меня бы в школьном возрасте спросили, что я хочу получить под ёлку, я бы такой список выдал! А сейчас девятилетнюю дочь спрашиваем, что ей подарить, она молчит. У современных детей есть всё – планшеты, телефоны и т.д., но нет мечты. Это ужасно.
ДОСЬЕ
Гарри Ананасов (Виктор Андрианов) - российский музыкант, лидер группы «Ананасов и Ко», композитор, автор и исполнитель собственных песен, журналист, продюсер музыкальных фестивалей. 46 лет. Родился в Челябинске. Окончил школу №80, затем отделение журналистики филфака ЧелГу. Работал в газетах «Городской Дилижанс», «Челябинская неделя», журнале «Тип-Топ», на областном радио «Южный Урал», с 1993 года владелец и продюсер музыкального клуба «Сизая черепаха», организатор городских рок-фестивалей, с 1999 года соучредитель продюсерского центра «Республика». Позже учредитель собственной фирмы «Ural State Entertainment», продюсер и организатор рок-фестиваля «Уральский Рубеж» и т.д. Записано около 20 авторских альбомов, выпущено 2 музыкальных фильма, 10 видеоклипов. Гастролирует в России, США, Индии, Великобритании, Украины, Беларуси. Женат, воспитывает дочь.