1913-й - последний год перед войной, когда ещё и сукно, и кожа не были в дефиците. Челябинцы посещают фотоателье Катаева, Постышева, Шабалина.
Фото сделаны на картонках, с тиснением. Уже в 1914 году этой роскоши - фото на тонкой бумаге (как у нас сейчас. - Ред.) - не будет. И мужчин на снимках 1914 года уже практически нет: ушли на войну. Либо они в военных костюмах, где никакой моды.
В 1913 году Челябинск стал догонять Троицк, появились первые миллионеры. Но первые крутые магазины, например пассаж Братьев Яушевых, появились в Троицке. Челябинск довольствовался филиалами. Город богатеет, и это чувствуется. Появляются бульвары, мостовые, водопровод (глава Челябинска Александр Бейвель построил в 1910 году). Привозят журналы мод отовсюду. Платья можно заказать хоть из Британии, хоть из Франции.
Снимки предоставлены Натальей Прокопчик. Фото семьи Горшковых и Питиримовых, мещан Челябинска, которые жили на улице Российской.
Штаны (плисовые, хлопчатобумажные, шерстяные). Галифе - признак статуса: у обладателя много денег, раз штаны из покупной материи (её требуется на галифе много). В деревнях мужики носили фартуки. Рабочие в Челябинске тоже ходили в них.
Пиджак. В реальных училищах, у гимназистов пиджак френч. У них шинель, фуражка. Рубашка-косоворотка. В деревнях с зонтиком ходили бабы, мужики в котелках, кто побогаче. У мужчин на головах в это время появляются кепки.
Волосы у женщин прибраны. У многих на головах кружевные косынки (на коклюшках сплетённые) - признак статусности.
У женщин обувь из козлика (тончайшая, перчаточная кожа). На Урале все в коже ходили: зимой форсили в кожаных сапогах, на три размера побольше, чтоб не замерзнуть. Липа у нас не растёт, потому не было лаптей, а валенки появились позже, с развитием мануфактур. Ботинки на пуговичках, на кнопках, на шнуровке. Модная колодка - высокое голенище, каблучок рюмочкой. У мужчин сапоги, как правило, из тонкой кожи. В это время уже появились правый и левый сапог (в деревнях делали всё ещё на одну колодку).
Городская одежда у молодых голубого, нежно-розового цвета. У солидных женщин цвет платья бордовый, фиолетовый, тёмно-синий.
У женщин в возрасте костюм из двух частей - юбка и кофта (называется парочка) Девочки и девушки (и мальчики) - в платьях. Если в XIX веке кофты были приталенные, то в XX веке посвободнее - кофта-разлетайка.
Верхняя юбка - тяжёлая, из шерсти. Тогда считалось дурным вкусом ходить в одной юбке: «В одной юбке только цыганка ходит». У выходцев из простых сословий юбки льняные. У тех, кто побогаче, - хлопчатобумажные. Юбки крахмалили, чтобы они стояли и меньше пачкались. Считалось, что баба «должна сидеть в юбке, как в мешке», чтобы не было видно, худая она, полная, поела или нет, беременная ли. Чтобы «не читалась» женская фигура. Это влияние старообрядчества и провинции. Юбка - с фанборами (воланами).
У кофты, как правило, рукав фонариком, зауженный манжетик, отделка кружевом, воланы. У бабок - фартук. О том, как много было одежды у наших предков, говорит такой факт: за невестой в приданое давали «18- 20 перемен одежды». Был, к примеру пасхальный сарафан, который надевали один раз в год, на Пасху. Шубы носили мехом внутрь. Сверху крыли дорогим сукном, шёлком. Самые богатые надевали шубы-ротонды (без рукавов, в пол). Даже у самой бедной гимназистки была муфта. Длина У девочек длина юбки - ниже колен. У всех остальных - в пол. У самых богатых - с хвостом по полу.
Штаны (плисовые, хлопчатобумажные, шерстяные). Галифе - признак статуса: у обладателя много денег, раз штаны из покупной материи (её требуется на галифе много). В деревнях мужики носили фартуки. Рабочие в Челябинске тоже ходили в них.
Пиджак. В реальных училищах, у гимназистов пиджак френч. У них шинель, фуражка. Рубашка-косоворотка. В деревнях с зонтиком ходили бабы, мужики в котелках, кто побогаче. У мужчин на головах в это время появляются кепки.
Волосы у женщин прибраны. У многих на головах кружевные косынки (на коклюшках сплетённые) - признак статусности.
У женщин обувь из козлика (тончайшая, перчаточная кожа). На Урале все в коже ходили: зимой форсили в кожаных сапогах, на три размера побольше, чтоб не замерзнуть. Липа у нас не растёт, потому не было лаптей, а валенки появились позже, с развитием мануфактур. Ботинки на пуговичках, на кнопках, на шнуровке. Модная колодка - высокое голенище, каблучок рюмочкой. У мужчин сапоги, как правило, из тонкой кожи. В это время уже появились правый и левый сапог (в деревнях делали всё ещё на одну колодку).
Городская одежда у молодых голубого, нежно-розового цвета. У солидных женщин цвет платья бордовый, фиолетовый, тёмно-синий.
У женщин в возрасте костюм из двух частей - юбка и кофта (называется парочка) Девочки и девушки (и мальчики) - в платьях. Если в XIX веке кофты были приталенные, то в XX веке посвободнее - кофта-разлетайка.
Верхняя юбка - тяжёлая, из шерсти. Тогда считалось дурным вкусом ходить в одной юбке: «В одной юбке только цыганка ходит». У выходцев из простых сословий юбки льняные. У тех, кто побогаче, - хлопчатобумажные. Юбки крахмалили, чтобы они стояли и меньше пачкались. Считалось, что баба «должна сидеть в юбке, как в мешке», чтобы не было видно, худая она, полная, поела или нет, беременная ли. Чтобы «не читалась» женская фигура. Это влияние старообрядчества и провинции. Юбка - с фанборами (воланами).
У кофты, как правило, рукав фонариком, зауженный манжетик, отделка кружевом, воланы. У бабок - фартук. О том, как много было одежды у наших предков, говорит такой факт: за невестой в приданое давали «18- 20 перемен одежды». Был, к примеру пасхальный сарафан, который надевали один раз в год, на Пасху. Шубы носили мехом внутрь. Сверху крыли дорогим сукном, шёлком. Самые богатые надевали шубы-ротонды (без рукавов, в пол). Даже у самой бедной гимназистки была муфта. Длина У девочек длина юбки - ниже колен. У всех остальных - в пол. У самых богатых - с хвостом по полу.
|
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро и бесплатно
|