После долгого перерыва в Челябинске вновь заработал легендарный клуб «Garage» - правда, в новом формате. Теперь это молодёжный центр, который объединяет творческих людей разных поколений. Здесь есть мастер-классы рок-музыкантов, школы ди-джеев и хореографов, планируется ставить спектакли, проводить концерты.
Координатор клуба – Игорь Милованкин, более известный как основатель и директор выставки «ШизАрт», где представлены в числе прочих работы людей с психическими отклонениями.
До этого Игорь Милованкин служил в Чечне, где был инструктором по разведподготовке, позднее стал психотерапевтом, а потом понял, что лечить людей лучше всего при помощи искусства. На выставке «ШизАрт» Елизавета Боярская узнала один из своих детских страхов, а Николай Валуев едва не получил подзатыльник.
Чему научила Чечня?
Корреспондент «АиФ-Челябинск» Эльдар Гизатуллин: Как получилось, что вы воевали в Чечне, за что вам даже вручили благодарность от Бориса Ельцина, а затем стали заниматься терапией искусством? Именно война так повлияла?
Игорь Милованкин: Всё верно, именно Чеченская кампания и подвигла стать врачом. О войне я рассказывать подробности не имею права. Когда меня призвали, у меня даже была возможность принять участие в Параде Победы в Москве, но началась война в Чечне, где одно из наших соединений было уничтожено на 80%. Меня отправили на учёбу, я стал инструктором по подготовке разведгрупп – учил не столько убивать, сколько выживать.
Затем я поступил в Челябинский медицинский институт, хотел стать врачом-хирургом, так как приходилось и друга из горящего БМП вытаскивать, и видеть страшные раны от пуль, осколков. Понял, что после войны люди не всегда могут вернуться к нормальной жизни, некоторые становятся наркоманами, алкоголиками. Так что выбрал такую специальность, как психотерапевт. Конечно, опыт военной кампании пригодился в общении с людьми, которые находятся, что называется, на грани.
- Тогда и родилась идея лечить через творчество?
- Не сразу. В своё время увидел рисунки душевнобольных людей – это и заронило зерно. В результате лишь через двадцать лет родился проект «ШизАрт». А одним из наших основоположников была известный психиатр Ирина Панченко, которая передала нам рисунки, нарисованные её пациентами. Самые первые наши рисунки как раз из архивов института психиатрии – некоторым из них более 70 лет.
Она же, Ирина Панченко, однажды сказала, что психиатрия в советское время в какой-то степени заменяла церковь, так как лечила души. А затем в психиатрии стала преобладать фармакология – всё стали лечить таблетками. Эта тенденция стала одной из причин, почему в итоге я решил уйти из психиатрии.
- Некоторые говорят, что ваша выставка шокирует – мол, цель в эпатаже, как это часто бывает в современном искусстве.
- Подчеркну, что на наших выставках мы не стремимся шокировать людей, цель совсем иная. Ведь как искусство способно лечить? У нас у всех накапливаются эмоции – в том числе, отрицательные. Чтобы справиться с ними, некоторые начинают регулярно пить, другие принимать наркотики. Это самый просто способ убежать от жизни. Людям, которые пьют, просто не нравится их жизнь. Но если это так, лучше сделать что-то – заняться каким-то творчеством, ведь «творческое безумие» действительно исцеляет. Если не умеете, просто возьмите фотоаппарат и пройдитесь по городу. Поднимитесь на горную вершину. Сходите на какое-то мероприятие. Это все выплески эмоций, и в результате будете очищенным.
Можно прийти на нашу выставку, которая вот уже несколько лет переезжает из города в город, посмотреть картины. К нам, кстати, приходят самые разные люди. Здесь могут встретиться и поговорить гопник и панк, которые на улице, возможно, морды бы друг другу набили.
« У вас здесь честно»
- А правда ли, что некоторые посетители воспринимают вашу выставку негативно – мол, зачем вы такое показываете?
- Бывает, но потом меняют своё отношение. Кстати, в каждом городе к нам приходит сотрудник прокуратуры. В Симферополе мы, можно сказать, подружились с заместителем прокурора. Как только человек окунается в атмосферу, то проникается, понимает, для чего мы это делаем. Одна посетительница сказала слова, которые мне запомнились: «Когда прихожу сюда, отдыхаю душой – у вас честно».
В нашей коллекции уже более 3,5 тысяч рисунков. И в каждом городе коллекция пополняется. Впрочем, мы не просто разворачиваем экспозицию, а потом сворачиваемся и уезжаем, а создаём творческое молодёжное объединение.
- Вроде того, что уже есть на базе клуба «Garage» в Челябинске?
- Это другой наш значимый проект. Клуб «Garage» – действительно легендарный. Но уже давно он был в запущенном состоянии. Мы сумели договориться с владельцем, восстановили все сети, оформили помещения. В новом формате клуб заработал в конце февраля этого года. Цель – объединить творческих людей из нескольких поколений. Клуб помнят те, кто уже стал профессионалом, но им нужны ученики. Старые рок-музыканты обучают молодёжь, заработала школа ди-джеев, появятся и другие формы. Организуем показательные выступления, вечеринки, на которые можно продавать билеты, этно-джемы. Это как школа с экзаменами.
Сначала центр работал лишь по выходным, сейчас уже и в другие дни. Какие-то направления здесь платные, другие нет. Конечно, действует полный запрет на алкоголь и никотин.
Полететь можно и в 30 лет
- Творчество, конечно, лечит, но не секрет, что есть произведения, которые пугают. Говорят, что на выставке есть даже рисунки, выполненные кровью.
- Да, есть такие – их нарисовал Тимур Азтартов из Казани. Есть очень странные рисунки, даже предсмертные. Есть изображения галлюцинаций. Но не нужно думать, что тематика исключительно мрачная, есть и светлые работы. В каждом помещении свои эмоции: «Отчаянье», «Борьба», «Успех».
- Становятся ли ваши авторы профессиональными художниками?
- Конечно. Например, Мария Спешилова работает на известной мультипликационной студии «Мельница». Некоторые теперь художники-реставраторы в Эрмитаже. Так что немало тех, кто вырос в настоящих профессионалов.
Но не всегда они становятся именно художниками. Например, удивительная судьба у Людмилы Пегасовой. Она работала бухгалтером, иногда рисовала для собственного удовольствия – так её работы появились на нашей выставке. Но её детской мечтой было летать, И вот в 30 лет она пошла учиться на лётчика и стала им! Так что мечты можно воплощать.
Это интересно
Во время выставки «ШизАрт» в Москве картину челябинской художницы Алёны Афонькиной приобрела актриса Елизавета Боярская. По её словам в образе на картине она узнала один из своих детских страхов. На картине изображена чёрная кошка, которая покидает город.
Кстати, та же Алёна Афонькина на выставке спросила Николая Валуева, можно ли дать ему подзатыльник – в такой форме попросила приветствовать спортсмена знакомая художница. Валуев отнесся к просьбе с юмором и ответил: «Скажи ей, что не смогла дотянуться».