Примерное время чтения: 10 минут
2395

Впереди - «Шёлковый путь-2021». В Челябинске побывали «Красные зубры»

Команда «МАЗ-СПОРТавто».
Команда «МАЗ-СПОРТавто». Сеть АЗС «Газпромнефть»

В минувшую субботу в Челябинск прибыла команда «МАЗ-СПОРТавто». Белорусские гонщики произвели пит-стоп в нашем городе на длинном пути к Омску, где 1 июля стартует ралли «Шёлковый путь-2021». Ралли продлится 10 дней, а финиш состоится в Улан-Баторе, столице Монголии.

Спортсмены заехали на АЗС сети «Газпромнефть», что находится на улице Героев Танкограда. Огромные красные автомобили МАЗ с символикой команды и ралли привлекли внимание всех посетителей станции. Реакция стандартная – удивление, любопытство и желание сфотографировать гигантов.

Команда «МАЗ-СПОРТавто» заправилась на АЗС Газпромнефть
Команда «МАЗ-СПОРТавто» заправилась на АЗС "Газпромнефть". Фото: Сеть АЗС «Газпромнефть»

Высота боевых автомобилей составляет 3,34 метра, длина – до 7 метров, ширина 2,55 метра с закрытыми дверями. Грузовики сопровождает техническая бригада на сервисных автомобилях и лафетах. Длина технички с лафетом достигает 19 метров. Общий вес комплекса – около 40 тонн. Болельщики зовут эти махины «красными зубрами», и теперь ясно, почему!

Несмотря на впечатляющий вид, собраны эти МАЗы по большей части из серийных деталей – за исключением форсированного двигателя и подвески. Конструкция, конечно, тоже особенная – предназначенная именно для соревнований.

Лаборатория на колесах

Как белорусам, так и другим командам предстоит пройти сложнейшие участки по бездорожью в непростых погодных и климатических условиях – придётся пересекать тайгу, дюны и даже горы. По признанию самих спортсменов, победа зависит не только от опыта и умения самой команды, но и от технического состояния автомобиля.

Добираться через полконтинента к точке старта команда решила прямо на «боевой» технике. Важно не просто приехать вовремя, но и сохранить двигатели и узлы в полном порядке для предстоящего изнурительного марафона. Чтобы добраться без рисков, машины заезжают только на надежные АЗС, заливают качественное моторное масло и регулярно проходят техническую диагностику во время остановок.

«Мы проехали уже более 2 тысяч километров, – рассказывает руководитель команды Сергей Вязович. – По пути не только заправляемся, но и берем пробы масла. Благодаря партнерам G-Energy и их мобильной лаборатории техническое состояние наших машин всегда под контролем. До этого мы брали пробы масла пять дней назад в Нижнем Новгороде, показатели были в норме».

По пути на ралли команда «МАЗ-СПОРТавто» заправляется Дизелем «ОПТИ». Это то же топливо, которым будут заправляться все участники «Шелкового пути»: в этом году организаторы ралли в очередной раз выбрали сеть АЗС «Газпромнефть» официальным топливным партнером.

Для хорошего технического состояния автомобиля важно качество топлива.
Для хорошего технического состояния автомобиля важно качество топлива. Фото: Сеть АЗС «Газпромнефть»

Три многосекционных бензовоза с топливом сети будут сопровождать участников ралли на протяжении всего маршрута. Они оборудованы специальными мобильными колонками с обеих сторон цистерны: с одной –стороны будет вестись заправка Дизелем «ОПТИ», с другой – топливом высокого октана G-Drive-100. «Сотка» предназначена для участников категории «мото/квадро» и «внедорожников/SSV». Бензовозы заправляют участников «Шёлкового пути» с 2017 года, но высокотехнологичное топливо G-Drive представлено на ралли впервые.

В Челябинске качество топлива, которым заправляется команда, проверила мобильная лаборатория «Газпромнефть-Терминала». Это настоящий научный комплекс на колесах, оснащенный профессиональным оборудованием. Точно такие же лаборатории проверяют качество топлива на всех АЗС сети «Газпромнефть».

«В компании налажена система контроля по всей цепочке – от завода до потребителя, – поясняет начальник лаборатории Елена Байкалова. – Есть как стационарные, так и передвижные лаборатории, которые можно с полным правом назвать чудом техники, созданным человеком. За 30 минут мы проводим полный анализ. Приезжаем на АЗС регулярно, но всегда неожиданно. Благодаря экспресс-анализаторам можно проверить топливо на соответствие стандартам Таможенного Союза и ГОСТам».

Тем временем в лаборатории пробы анализируют, а лаборант Ксения Шалашова комментирует свои действия, мало понятные для непосвящённых:

«Мы анализируем качество дизельного топлива по показателям: температура вспышки в закрытом тигле, фракционный состав, плотность, цетановое число, определяем низкотемпературные показатели и содержание серы в топливе, – говорит лаборант Ксения Шалашова. – При увеличении её концентрации возрастет взаимодействие с кислородом, что приводит к появлению оксидов и усиливает коррозию. Отмечу, что на АЗС сети «Газпромнефть» продают топливо только высшего класса Евро-5».

В лаборатории.
В лаборатории. Фото: Сеть АЗС «Газпромнефть»

Интересно, что здесь же специалисты объяснили и простым автомобилистам, на что обращать внимание при покупке топлива.

«Когда вы приезжаете на АЗС, можете попросить паспорт качества у оператора на любой станции – на каждую партию топлива есть свой документ, – говорит Елена Байкалова. – Обратите внимание, что содержание серы в дизельном топливе должно быть не более 10 миллиграмм на килограмм. Для дизельного топлива большое значение имеет цетановое число. Для летнего топлива оно должно быть не менее 51 (у зимнего чуть меньше), а вот слишком высокие значения должны насторожить. Эта характеристика влияет на стабильность и плавность работы двигателя, а значит и на его сохранность».

Диагностика по капле масла

Команду «МАЗ-СПОРТавто» сопровождает также мобильная лаборатория G-Energy. Сложнейшие высокотехнологичные приборы умещаются в одном кейсе – содержимое можно распаковать и подготовить к работе буквально за несколько минут.

«Эксперты мобильной лаборатории G-Energy сопровождают нас не только по пути на старт, но и во время гонки, – рассказывает Сергей Вязович. – Пробы отработанного масла берут ежедневно. Если надо, пробы изучают из каждого узла. Это огромная экономия времени: машину не нужно разбирать, и при этом за минуты мы получаем точную диагностику».

Пробы масла берут с горячих агрегатов.
Пробы масла берут с горячих агрегатов. Фото: Сеть АЗС «Газпромнефть»

Эксперт лаборатории G-Energy Александр Волков подчеркивает, что пробы берут после каждого спецучастка со всех агрегатов – двигателя, коробки передач, ведущих мостов.

В лаборатории три прибора. Один из них инфракрасный спектрометр, который просвечивает плёнку масла меньше, чем за минуту, и определяет 8 параметров масла. Кстати, масло надо брать с прогретого двигателя, чтобы все частицы были растворены.

Проверки проводят периодически, чтобы отследить изменения.

Проверки проводят периодически, чтобы отследить изменения. Фото: Сеть АЗС «Газпромнефть»

«Пробы берутся после активной работы двигателя, иначе результат будет недостоверным, все частицы осядут на дно, – рассказывает эксперт. – Для пробы нужна буквальна одна капля. Инфракрасное излучение просвечивает пленку, которая поглощает часть излучения, и по степени поглощения прибор высчитывает количественное содержание примесей. Среди параметров – общее щелочное число, степень окисления, загрязнение сажей. Что же мы видим в этой пробе? Общее щелочное число (это основной параметр) не изменилось с момента отбора проб в Нижнем Новгороде. Другие показатели также в норме. У нас есть даже прибор для рентгеновского измерения, чтобы определить наличие металлов износа – как лёгких, так и тяжёлых. Кстати, Сергей, – обращается эксперт к руководителю команды после новых данных. – Появился кремний, в Омске надо бы проверить фильтр. По остальным параметрам всё нормально».

Тем временем, в передвижной лаборатории получили результаты по топливу.

«Образец соответствует требуемым параметрам, – говорит Ксения Шалашова, вручая результаты исследования Сергею Вязовичу команды. – Серы менее 5 миллиграмм на килограмм – это очень хороший показатель».

Теперь команда может продолжить свой путь в Омск.

«Всего в ралли будут участвовать 17 грузовиков – основная борьба пойдёт между командами МАЗ и КАМАЗ, так что есть некоторая гордость, что самые сильные претенденты на победу – это представители именно белорусских и российских заводов, – улыбается Сергей Вязович. – Конечно, у КАМАЗа – сильная команда, но мы уже выигрывали ралли в Туркменистане и Марокко, так что надеемся на победу! А главная цель – выиграть ралли Париж-Даккар».

Техническая остановка в Челябинске показала, что цель эта вполне достижима. А кто первым прибудет в Улан-Батор – покажет гонка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах