Те, кто готовится сдавать экзамены на права после 1 апреля, смогут совершить больше мелких ошибок. Но инспектор ГИБДД, сидящий в машине сзади, будет видеть, не пытался ли инструктор помочь своему ученику. Рассказываем, как изменятся правила сдачи экзаменов на права в 2024 году
Стоимость не главное!
С 1 апреля 2024 года будущих автомобилистов ждут новшества при сдаче экзамена на права в ГИБДД. Все, кто обучается в так называемых «серых» автошколах рискуют быть не допущенными к экзаменам. «Серыми» считаются автошколы, не имеющие необходимой материально-технической базы - площадок, образовательных классов, тренажеров и т.п. ГИБДД будут проверять у всех школ заключение о соответствии учебно-материальной базы. При отсутствии заключения ГАИ ученику откажут в выдаче водительского удостоверения.
«То есть, помимо лицензии автошколам потребуется еще одна бумага, чтобы их выпускники могли получить права, - прокомментировал челябинский автоюрист, преподаватель автошколы «Метар» Юрий Панченко. - Вообще, по закону задача автошколы – обучить гражданина профессии водитель. Когда «Свидетельство о приобретении профессии водителя» ученик получил, то формально автошкола перед ним свои обязательства выполнила. Находятся предприниматели, которые открывают автошколы, привлекают внимание к себе низкой ценой, народ не глядя подписывает договор, учится, получает документ об окончании автошколы. И все. Остальное - не проблемы предпринимателей. Вот таким автошколам и пытаются поставить заслон нововведениями».
«В большинстве автошкол контроля за процессом обучения курсантов нет, экзамены в школах не проводятся, - поддержал наставник другой челябинской автошколы. - Потом обучившийся не сдает экзамен в ГАИ, возвращается в автошколу и из него начинают выкачивать деньги за каждое последующее занятие, причём вместо 800 рублей оно стоит уже 1600. Это, кстати, практикуется во всех школах. Инструкторы в основном везде частники. Берёт такой инструктор пять учащихся, и они его ещё долго «кормят». Нагрузка на инспекторов тоже высокая: вместо того, чтобы один раз принять экзамен, они вынуждены делать это многократно. Процент сдачи в ГАИ сегодня очень маленький!»
Однако он поделился уверенностью, что спустя несколько месяцев после вступления нововведений в силу всё вернётся на круги своя – владельцы «серых» автошкол снова начнут искать площадки, аудитории и возможности набирать учащихся снова.
Всего в Челябинске работает более 60 автошкол.
Разрешат больше ошибок
Продолжаем знакомить читателей с нововведениями. Экзамены на права упростят, а число допустимых ошибок увеличат.
«Увеличат количество штрафных баллов, которые можно получить при выполнении упражнений, с 5 до 7, - уточнили в Управлении Госавтоинспекции Челябинской области со ссылкой на ГУОБДД МВД России. - Фактически у кандидатов в водители появится возможность сделать ещё две мелкие ошибки, например, не вовремя включить поворотник или заглохнуть».
«Это слабое утешение для выпускников, - заявил Юрий Панченко. - В группах сдают экзамен от до 10 до 20% граждан. Поэтому для большей половины выпускников сдача экзамена в ГАИ растянется на годы».
«После того, как экзамен по вождению перестал делиться на автодром и город, получивших положительный результат кандидатов в водители, стало значительно меньше, т.к. сдавать вождение приходится не по частям, а целиком, - поделился своим мнением Председатель Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Николай Живец. - При этом допустимое количество штрафных баллов уменьшилось. Нововведения исправляют такое положение, снижая ответственность за малозначительные ошибки, ужесточая наказание за серьезные нарушения, за которые сразу начисляется максимальное количество баллов и прекращается экзамен с отметкой “не сдал”».
Рядом посадят инструктора
С 1 апреля принимающий экзамен инспектор ГИБДД будет сидеть не справа от кандидата, а сзади. За дублирующими органами управления автомобилем будет находиться инструктор автошколы. Это сделано для того, чтобы исключить предвзятое отношение кандидата к экзаменатору и экзаменатора к кандидату соответственно. Кроме того, в экзаменационном автомобиле будет не только камера, фиксирующая происходящее в салоне, но и сигнализатор воздействия на дополнительные педали, который попадает в поле зрения этой камеры. Экзаменатор при этом будет видеть воздействие на органы управления инструктора. Это сделано, чтобы сидящий рядом инструктор автошколы не мог помочь своему ученику на экзамене.
![фоо](https://static1-repo.aif.ru/1/bf/1859909/c/61384cb7193152319e9c167bf6dd438b.jpg)
«Это было логично - вернуть инструктора к дублирующим органам управления во время приема экзамена, - отметил Николай Живец. - Инструктор хорошо знает, чего ожидать от своих курсантов и своего автомобиля, а инспектор видит кандидата в водители впервые. Отстранение экзаменатора от дублирующих педалей и руля, безоговорочно снимает с него ответственность в случае ДТП. А для исключения возможности несанкционированного вмешательства инструктора в управление учебным автомобилем, как раз и установлен сигнализатор воздействия на дополнительные педали».
Если трижды «завалил»…
«Еще одно новшество: если кандидат в водители три раза «завалил» экзамен, то следующая, четвертая пересдача возможна только по истечении 6 месяцев, - продолжил пояснения Юрий Панченко. - Правда, никто не знает, что в этом случае выпускнику нужно делать? Формально он - уже не ученик, так как «Свидетельство о приобретении водителя» у него на руках. Как ученик с инструктором он уже ездить не может. И самостоятельно садиться за руль не имеет права, так как у него нет водительского удостоверения».
«На практике, независимо от того, через какой период назначен экзамен, через неделю, месяц или три, кандидат в водители берет перед сдачей не больше 2-3 занятий практического вождения, а теорию повторяет самостоятельно, просто решая билеты в различных приложениях, - рассуждает Николай Живец. - Поэтому лучше и безопаснее его езда не становится. Существенно увеличится вероятность того, что на протяжении этого довольно длительного срока иссякнет терпение, и закончивший автошколу несостоявшийся водитель будет рваться за руль своего или родительского автомобиля. А если это ему сойдет с рук, мы получим водителя, осознанно пренебрегающего ПДД. Скорее всего, целью увеличения сроков пересдачи является снижение на ближайшие пару лет пиковых нагрузок на экзаменационные подразделения. А вот коррупционные риски в связи с этим могут резко увеличиться. Кандидат в водители, не сдавший экзамен со второй попытки, учитывая несоразмерные потери времени и денежных средств на восстановление забытых за полгода навыков вождения, начнет задумываться о решении своей проблемы вне правовых рамок. Исходя из действующих реалий, целесообразнее, увеличив допустимый срок пересдачи до девяти месяцев, не менять нижнюю границу в один месяц. Таким образом, экзаменационные подразделения получили бы возможность свободного планирования приема экзаменов в зависимости от своей загруженности».
Ещё одно новшество, которое ожидает будущих водителей категории В: из упражнений исключена остановка на спуске, а обгон и опережение будут выполняться только при наличии возможности. Другое упрощение касается упражнения «разворот в ограниченном пространстве» – коридор для манёвра расширят с 5 до 7 метров.
«Исключение «остановки на спуске» является абсолютно обоснованным, поскольку на практике это не вызывает никаких затруднений, только отнимает время экзамена, - прокомментировал Живец. - Обгон или опережение только при наличии возможности исключает случаи, когда в разумное время невозможно совершить данные маневры и позволяет принять экзамен в рамках отведенного времени. Разворот в ограниченном пространстве шириной 5 метров за одно включение передачи заднего хода физически невозможен. По факту в проекте исправлена техническая ошибка предыдущего документа».
КСТАТИ
Пьяниц и уклонистов не допустят
С 1 апреля расширится перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам. Экзамен не смогут сдавать…
…те, кто однажды был наказан за управление автомобилем в пьяном виде или отказался от освидетельствования, пока не истечёт срок их наказания
… граждане, имеющие ограничения от военкоматов. Более того, призывники, которые уклоняются от визита в военкомат, не смогут даже заменить удостоверение или получить на руки уже оформленное