В прошлом году многие города-миллионники, да и не только, пережили настоящий стресс под названием «кикшеринг» (аренда электросамокатов). Молодые люди, увлечённые новой «игрушкой», пугали пешеходов, создавали аварийные ситуации на дорогах и травмировались сами. Прошёл год. Как оказалось, ситуация не улучшилась.
Прокатились с ветерком
13-летнему подростку из Челябинска электросамокат купили родители. Мальчишка был на седьмом небе от счастья. Собирался погонять по просторному тротуару на улице Академика Макеева. Но сначала нужно было проехать по междворовому проезду. Там подросток врезался в автомобиль. Упал, получил травмы.
«Он вырулил из-за припаркованных машин как чёрт из табакерки. Я не заметил его», – оправдывался водитель перед родителями мальчика.
Конец этой истории можно считать счастливым по сравнению с диким случаем, произошедшим в конце апреля в Магнитогорске. Там 41-летний житель вечером отправился на самокате домой из парка. Не заметил бордюрный камень, врезался в него и опрокинулся. Вызвать скорую было некому. Когда несчастного доставили в больницу, было уже поздно, он скончался от полученных травм.
На прошлой неделе сотрудники городской ГИБДД провели в Челябинске рейд в отношении водителей электросамокатов, гироскутеров, сигвеев и других средств индивидуальной мобильности. Выявили 83 нарушителя.
«Очень часто можно наблюдать, как те, кто управляет электросамокатами, переезжают дорогу по пешеходному переходу, не спешиваясь. Так делать ни в коем случае нельзя, – подчёркивает заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Челябинской области Ирина Аркадьева. – Скорость электросамоката гораздо выше, чем у пешехода. Даже если вы едете по пешеходному переходу, некоторые автомобили всё равно могут двигаться в этот момент, совершая поворот направо или налево. Водитель не успеет среагировать и произойдёт дорожно-транспортное происшествие. У нас в этом году было уже пять ДТП с участием электросамокатов».
На птичьих правах?
Водитель электросамоката – чужак для всех участников дорожного движения. На тротуаре он угроза для пешеходов, на проезжей части – помеха для автомобилей. В мегаполисах, таких как Москва, Казань, Сочи, Петербург, эту проблему решили за счёт строительства велодорожек. В Челябинске инфраструктура для велосипедов и электросамокатов только начала зарождаться. Велодорожки появились на Комсомольском проспекте и у набережной Миасса. А как быть в остальных случаях?
Всё зависит от мощности и скорости электросамоката. Для устройств мощностью более 250 ватт, способных развивать скорость более 50 километров в час, нужны водительские права (любой категории). Ездить при этом нужно по проезжей части.
Электросамокат мощностью менее 250 ватт, развивающий скорость менее 25 километров в час, относится к средствам индивидуальной мобильности и стоит в одном ряду с велосипедами, гироскутерами, сигвеями, роликовыми коньками. Для управления им не требуются водительские права, ездить можно по тротуару (уважая пешеходов) и велодорожкам. Именно такие устройства сдают в аренду агрегаторы. На самокат ставится ограничитель скорости.
Но, как нам удалось выяснить, с юридической точки зрения в истории с электросамокатами не всё так гладко.
«По закону «О техническом регулировании» любая продукция, несущая в себе опасность, должна отвечать требованиям технических регламентов, – подчёркивает автоюрист, преподаватель автошколы Юрий Панченко. – Для электросамокатов, которые ездят быстрее 25 километров в час, такой регламент есть – «О безопасности колёсных транспортных средств». Если электросамокат отвечает его требованиям, можно ездить на нём по проезжей части. Также есть технический регламент на электросамокат для детей до 14 лет. На нём можно ездить по тротуарам. А вот на остальные электросамокаты, в том числе те, что сдаются в аренду, технического регламента нет. По закону изготовители должны сами написать декларацию безопасности. Если её нет, передвигаться на таких самокатах запрещено. Почему они появились в крупных городах? Всё началось с Москвы, где посмотрели на закон сквозь пальцы. А раз можно Москве, то почему нельзя Челябинску или Магнитогорску? Но всё это до поры до времени. Когда кикшеринговый самокат попадёт в смертельное ДТП, агрегаторы почувствуют на себе все прелести статьи 238 УК (сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).
Комментарий
Главный врач городской поликлиники № 8 Челябинска Дмитрий Прокопьев:
– Никакой пользы от электросамоката для человека нет. При передвижении не задействованы никакие мышцы, кроме мышц-стабилизаторов, отвечающих за вертикальное положение тела. Небольшая польза для тренировки вестибулярного аппарата есть, но она несопоставима с вредом. Циркуляция крови на опорной ноге нарушается. От неравномерного распределения веса тела усугубляется сколиоз.
Гораздо лучше пройтись пешком. Шаг тренирует ваше сердце и лёгкие, чего при езде на электросамокате не происходит в принципе. Ну а если хочется прокатиться с ветерком, садитесь на велосипед, он менее травмоопасен.