В Челябинской области по итогам 2022 года было продано 21,7 тыс. новых автомобилей, что на 55% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Произошли изменения и в ТОПе брендов: УАЗ по итогам 2022 года обошел по количеству продаж Renault, занимавшую третью строчку по итогам 2021 года, но уступил корейской Hyundai. Несмотря на бурный рост продаж на российском рынке, ни один из китайских брендов в ТОП-5 не попал.
Российские модели благодаря госпрограммам смогли увеличить свою долю на рынке региона с 31% до 46%. Преимущественно увеличение доли отечественного автопарка в продажах произошла за счет роста доли LADA и УАЗа, которые реализовали на южноуральском рынке 8 и 1,2 тыс. автомобилей соответственно.
Локомотивом продаж АвтоВАЗа выступила самая доступная модель – Lada Granta. По сравнению с прошлым годом ее продажи в Челябинской области практически не изменились: 4,6 тыс. а/м в 2022 против 4,7 тыс. а/м в 2021. Кроме нее, завод смог восстановить производство двух моделей семейства Niva – Travel и Legend: суммарно владельцев нашли 1413 этих машин (-18%). Третье место среди Lada, получила Vesta, чьи продажи упали сильнее всех из моделей АвтоВАЗа – до 1 тыс. а/м с 4 тыс. а/м. Весь год бизнес по этой машине держался на тех запасах, что были созданы в первые несколько месяцев.
Практически в рамках той же стратегии, на распродаже запасов с заводов в Санкт-Петербурге и Калининграде поддержали продажи и потому остались в Топ-5 две корейские марки. Дилеры Kia смогли реализовать 1937 машин (-70%), Hyundai – 1932 а/м (-51%). В свою очередь, бизнес большинства европейских и японских концернов также сжимался или совсем закрывался. Так, Renault (1197 машин за год; -71%) едва хватило, чтобы удержаться в пятерке и десятке самых продаваемых марок в регионе. Интересна судьба китайского бренда Chery, который несмотря на общий рост продаж китайских марок в целом на отечественно рынке не смог по итогам продаж прошлого года удержатся в ТОП-5 самых продаваемых на Южном Урале брендов. В целом же китайские марки в регионе в минувшем году продали 3,5 тыс. а/м (-24%). Могли продать больше, но стратегия максимальной прибыли со сделки победила.
У «китайцев» свои большие планы. Наиболее амбициозно они выглядят у Chery. Вместе с родственными брендами Exeed и Omoda этой группе, по словам ее дилеров, дистрибьютор предписывает продать за 2023 год 200 тысяч машин. Естественно, бурно растет и количество торговых точек марок из Поднебесной. За минувший год Россия получила 487 новых шоу-румов марок из Поднебесной, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1 041) и составило почти треть от дилерских сетей всех (3 139) работавших в России салонов. Лидером по числу открытых салонов стала марка Omoda, а по среднему количеству продаж за год с одного ДЦ лучшим по-прежнему остается бренд Haval.
При этом дальнейшие планы продаж брендов, которые обеспечили в 2022 году основные объемы нашему рынку, выглядят более чем амбициозно. Так, в Lada хотели бы реализовать порядка 400 тысяч новых автомобилей. Последний раз этой отметки ВАЗ достигал в 2013 году. Одной модели Granta раскупили тогда 167 тысяч штук, но и стоила она немногим более 300 тысяч рублей.
Новые надежды отечественного автопрома также связаны с возрождением бренда «Москвич» (бывший завод Renault в Москве), который уже выпускает под одноимённым названием две модели кроссоверов — «Москвич 3» с ДВС и электрокары «Москвич 3е». Общий план по выпуску на 2023 год — не менее 50 тыс. автомобилей, в том числе 10 тысяч — электромобилей. Во Владивостоке компания Sollers в августе 2023 года перезапустит производственную линию, на которой прежде выпускали автомобили Mazda. Нового партнера в Sollers пока не раскрывают, но дали понять, что новая марка предложит автомобили, аналогичные по классу японским кроссоверам Mazda CX-5 и CX-9. И, наконец, завод «Автотор» в Калининграде возобновил производству автомобилей, начав со сборки китайского седана Kaiyi E5, и планирует выпустить до 100 тыс. машин в 2023 году. В планах также сборка моделей BAIC и Dongfeng.
Пока все говорит о том, что ситуация на рынке в I половине 2023 года будет развиваться по тому же сценарию, что и в последние месяцы 2022 года. А именно, сохранится дефицит бюджетных (в диапазоне 1,5-2 миллионов) седанов и кроссоверов, постепенно будет увеличиваться предложение в среднем (в районе 2,5-3 миллионов рублей) и еще более дорогих сегментах. Масс-маркет в той или иной степени будет расти, а продажи премиальных автомобилей продолжат сжиматься. Прежде доля последних колебалась в районе 10%, а в 2022 году она сократилась почти вдвое.
Что касается рынка автомобилей с пробегом, то говорить о восстановлении его объемов пока рано. Тем не менее он остается в разы крупнее ритейла новых машин. По разным оценкам, в течение 2022 года по подержанной технике состоялось от 4,6 до пяти миллионов сделок, а общее падение этого сектора авторитейла приблизилось к 20%. При этом количество предложений на рынке уже осенью и в декабре стало приближаться к прошлогодним значениям. Это дает надежду на то, что после традиционного январского затишья количество сделок в феврале и весной может еще подрасти до полумиллиона в месяц.