График митрополита Челябинского и Златоустовского Иова напряженный. И мы очень благодарны ему за то, что духовный пастырь южноуральских православных всё же нашел время, чтобы ответить на наши вопросы.
Служение - это молитва
- Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется ровно 20 лет с момента, когда Челябинская и Златоустовская епархия приобрела самостоятельность. Что у нас изменилось с 1989 года?
- В этом случае лучше всего могут сказать цифры. Так, до 1989 года в Челябинской области было зарегистрировано всего 17 приходов. Многие из них находились в полуразрушенных храмах или молитвенных домах. К моему приезду, в 1996 году, трудами моего предшественника епископа Георгия имелось уже более 50 приходов, многие из которых находились в процессе становления. Конец 90-х годов и начало нынешнего века ознаменовались духовным подъемом в народе, многие стали обращаться к вере своих предков - православию. Из городов и районов области в епархию стали поступать многочисленные просьбы от верующих об открытии приходов, восстановлении старых и строительстве новых храмов на месте разрушенных. Сегодня в нашей епархии действует более 150 приходов, причем многие из них проводят богослужения в прекрасных по своей архитектуре храмах.
- История возвращения какого южноуральского православного храма лично вам наиболее запомнилась?
- Каждый храм, который возвращается Церкви, и в котором начинаются богослужения, приносит неизъяснимую радость верующему сердцу. Ведь храм - это дом Божий, место единения человека с Богом. Как сказал Господь: "Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Евангелие от Матфея, 18:20). Мне часто приходится освящать восстановленные и вновь построенные храмы. И, как правящий архиерей, я особенно радуюсь, когда вижу, что ещё в одном Господнем доме люди собираются для молитвы и стараются изменить свою жизнь в лучшую сторону, исполняя заповеди Божии.
Но радость - чувство преходящее, а вот боль, огорчение за те храмы, которые остались без внимания, живёт во мне постоянно. К примеру, прекрасный храм Иконы Тихвинской Божией Матери в селе Губернском Аргаяшского района. В нём еще сохранилась старинная настенная живопись, сама архитектура строения величественна и уникальна для сельской глубинки. Уже много лет прошло, как нам передали полуразрушенную церковь, в ней совершаются богослужения. Тем не менее, храм до сих пор не восстановлен. Ещё один уникальный храмовый комплекс находится в селе Большой Куяш Кунашакского района. Это единственный православный храм на весь район. Но и он может исчезнуть, если срочно не начать восстановительные работы. Вот о чём душа болит.
- Каковы главные задачи, которые, по вашему мнению, необходимо решить Челябинской и Златоустовской епархии в будущем?
- Главное призвание Церкви Христовой, её служение - это молитва, Богообщение. Всё остальное второстепенно. И потому насущные задачи на все времена одни и те же. В первую очередь, это забота о духовном воспитании прихожан. Чтобы вера в Бога не выражалась лишь внешним образом - в соблюдении церковных обрядов и принятии таких таинств, как крещение, венчание, соборование, покаяние и причащение. Важно, чтобы каждый верующий жил благочестиво, исполняя евангельские заповеди: не обманывал, не крал, не завидовал, не осуждал, всех прощал и помогал ближнему, попавшему в беду. А для этого, в свою очередь, нужно, чтобы у паствы был хороший пастырь. Для правящего архиерея очень важно каждого священника поставить на тот приход, где он принесет наибольшую пользу верующим.
Мы всегда были едины
- Вы служили и на территории других стран - Канады, США... В чём разница служения на родной земле и за её пределами?
- Особой разницы в служении нет хотя бы потому, что православное богослужение совершается по строгим канонам. В России или за границей - всюду читаются одни и те же молитвы, пусть и на разных языках. В приходах США и Канады, которые находятся в юрисдикции Московской патриархии, богослужение совершается на церковнославянском языке по одним и тем же книгам. Прихожане там - это потомки наших соотечественников, которые выехали из России в начале прошлого века, еще перед Октябрьским переворотом. Они искали лучшей материальной жизни, но желали оставаться русскими по вероисповеданию.
- Как складывались ранее отношения с последователями Русской зарубежной православной церкви?
- Общая молитва единому Богу сближала людей и неприязни между нами никогда не было. Замечу, что и в США и Канаде между верующими разных юрисдикций также не было враждебных отношений. Если в каком-то поселке в этот день служил священник одной Церкви, то другой ехал в иное место, чтобы совершить богослужение и встретиться со своей паствой. Дело в том, что в мою бытность там за каждым священником было закреплено 4-5 приходов, в которых они и служили по очереди.
Так что для объединения наших церквей непреодолимых препятствий не было. Верующий народ давно был объединен одной верой, находился в одном духе. Оставалось только договориться и прийти к единомыслию руководителям Русской православной церкви и РПЦ за границей.
К вере нельзя принудить
- Недавно епархия призвала южноуральцев быть более бдительными в связи с активизацией на Южном Урале различного рода сект...
- Туда, где образуется духовный вакуум, где общество переживает трудности, сразу направляются представители различных сект. Их активность объясняется просто. Во-первых, в сравнении с традиционными конфессиями, они малочисленны.Во-вторых, их руководители принуждают своих последователей вести активную пропаганду, привлекая новых членов в свои организации. В-третьих, как всякий ложный культ, секта уводит человека в сторону от Истины: стремится ограничить его связь с родными, друзьями, обществом или развивает в человеке сатанинскую гордость, говоря о его исключительности, сверхспособностях.
И конечно, для них важна главная цель, которая часто скрывается руководителями сект: для них духовные потребности людей становятся товарной ценностью и способом обогащения. Все ложные культы тут же распадаются, исчезают, как только перестают приносить доход. И явное доказательство тому: в них нет ни одного мученика, который принял бы страдания за свою веру.
Православная вера содержит в себе Истину, и нам нет нужды вести миссионерскую деятельность такими нечестными способами, принуждая людей к её исповеданию. Противодействуя разрушительной деятельности сект, мы стремимся, прежде всего, предупредить людей о той опасности, которую они таят в себе. Для человека, который находится в духовном поиске, очень важно вовремя получить нужную и правдивую информацию, чтобы не ошибиться в выборе. И еще значимее, чтобы этот выбор был свободным, а не вынужденным, и не на почве заведомого обмана.
- Как реабилитировать людей, которые попали под влияние сект?
- Тем, кто попал под влияние сект и желал бы вырваться из них, помощь может оказать духовник или врач-психотерапевт. У нас в епархии имеется миссионерский отдел, который организует и ведёт эту работу, оказывает нуждающимся методико-консультативную помощь. Да и любой священник может дать нужный совет тому, кто попал в беду, помолиться за него. Но в деле реабилитации важно и самому человеку осознать, что он получил духовную травму, врачевать которую придется очень долго, с терпением и должным смирением.
Мне известно, что скоро (с 1 марта) на сайте миссионерского отдела Челябинской епархии (https://utoli.org.ru/) каждый желающий сможет получить консультацию одного из ведущих российских психиатров - профессора Ирины Владимировны Шадриной из Челябинской государственной медицинской академии.
- Ваше Высокопреосвященство, как вы относитесь к введению преподавания основ православной культуры в общеобразовательных школах?
- Если на это будет доб-рая воля родителей и самих учащихся - то положительно. Ведь речь идет не о катехизации, то есть преподавании вероучительных знаний. Говорится лишь о преподавании культурологического аспекта православия. В первую очередь нужно рассказывать о нравственных нормах поведения человека, затем - о сложившихся традициях в жизни народа: его истории, литературе, праздниках, архитектуре, живописи и т.д. И дай Бог, чтобы со школьной скамьи ребенок мог узнать, каких высот и побед может достичь человек, если им движет вера, надежда, любовь.